Меню

«Это должны были снимать мы». Как сериал HBO пронзительно рассказал о катастрофе Чернобыля

«Дань памяти сражавшимся на этой войне, о которой мы не догадывались». В России стремительно набирает популярность сериал о главной техногенной катастрофе 20-го века.

Мини-сериал «Чернобыль» в пяти частях, снятый HBO — хроника одной из самых страшных техногенных катастроф в истории. Он воссоздает события сразу после аварии на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г. — как отмечают зрители и критики, с большой степенью достоверности. Это и драма, и остросюжетный хоррор, и «размышление о политике чрезвычайных мер и невыносимых решений», рассуждает обозреватель РБК.

Сериал начинается с того, что сразу после взрыва персонал Чернобыльской АЭС пытается осознать, что произошло, а одного из сотрудников за слова о том, что реактор взорвался, считают едва ли не потерявшим рассудок. Руководство АЭС, города Припять и всего СССР долго не могут осознать масштабы катастрофы: изображение того, как власти скрывают ситуацию и не готовы признаться в собственных ошибках — одно из самых сильных впечатлений сериала. 

На этом фоне героями выглядят люди, которые пытаются справиться с последствиями катастрофы и предотвратить еще более ужасающие последствия: ученый Валерий Легасов, во многом руководивший ликвидацией аварии; сотрудники станции, которые приняли первый удар и ценой собственной жизни смягчили катастрофу; пожарные, тушившие огонь на АЭС, и другие люди. 

Для меня этот сериал еще и дань памяти сражавшимся на этой войне, о которой мы не догадывались. Для меня было очень важно, чтобы зрители, мало знакомые с историей Чернобыля, узнали о героических поступках и самопожертвовании людей. Ведь Чернобыль показал худшее, на что способная политическая система, и лучшее, на что способны отдельные люди. К примеру, меня до глубины души поразило, как три человека добровольно согласились в кромешной темноте, практически без защитного снаряжения, в одних аквалангах спуститься в радиоактивную воду под горящим реактором, чтобы открыть шлюз и предотвратить потенциально куда более опасную новую катастрофу. Это поразительно, на какое самопожертвование были готовы люди. Но с другой стороны, в ХХ веке такое было присуще советской культуре, — сказал продюсер сериала Крейг Мазин в интервью Русской службе Би-би-си.

Актер Стеллан Скарсгард, сыгравший Бориса Щербину, заместителя председателя Совета Министров СССР, руководившего ликвидацией аварии, сказал в интервью «Медузе» (Минюст РФ 23 апреля 2021 г. внес издание в список иноагентов), что главная причина трагедии — «государственная система, которая не могла провалиться. Идеология, которая была безупречной».

И это как раз говорит о том, что необходимо слушать правду, действовать согласно фактам и не игнорировать науку. Такое ощущение, что сегодня правда — это вымирающий вид искусства, — рассказывает Скарсгард.