Меню

ФРИИ пойдет по регионам. Претендентов много — мест всего три

В марте 2014 г. Фонд Развития Интернет-Инициатив (ФРИИ) запускает региональные партнерские программы в трех городах-миллионниках. Екатеринбург тоже претендует на «пилот», но одного желания мало.

Летом 2013 г. Дмитрий Калаев оставил пост руководителя екатеринбургского офиса «дочки» Сбербанка — «Сбербанк-Технологии» для работы в недавно созданном Фонде Развития Интернет-Инициатив (ФРИИ). В июле «ДК» общался с г-н Калаевым: он подвел итоги своей работы в «СберТехе», а о новом проекте пообещал рассказать позже. И обещание выполнил.

Дмитрий, сейчас, когда все PR-подготовки позади и ФРИИ запущен, вы уже можете рассказать, когда официально вступили в должность директора акселерационных и образовательных программ? Какие вопросы курируете, за что отвечаете?

— Я присоединился к ФРИИ с июня. До этого больше месяца мы коллективно с будущими топ-менеджерами фонда обсуждали стратегию и способы достижения наших целей. Если говорить про численное измерение моих задач, то это 400 стартапов, которые должны пройти через нашу программу акселерации за три года, 15 работающих по нашей методологии партнерских программ акселерации в регионах и более 40 тыс. человек, прошедших различные форматы мотивации и подготовки интернет-предпринимателей.

400 стартапов — это уровень крупного инвестиционного фонда. ФРИИ — проект государственный. На каких принципах будет строиться работа со стартапами?

— Мы отбираем лучшие проекты на рынке, находящиеся на стадии pre-seed или seed, т.е. проекты или уже находящиеся на стадии потребности в инвестициях в размере $100-$450 тыс., или способные в результате нашей 3-х месячной акселерации до них дорасти.

Каждые 3-4 месяца мы запускаем программу выращивания стартапов (акселерацию), на которую отбираем до 40 проектов. Мы готовы сразу делать им инвестиционное предложение.

На входе в акселератор мы предоставляем около $25 тыс. — скорее это не инвестиция в полном смысле слова, а транш, позволяющий сфокусироваться на проекте на 3 месяца и опробовать некоторые маркетинговые инструменты и каналы продаж.

За $25 тыс. мы входим в стартап на 7% или заключаем опционное соглашение, по которому проект обязан следующий раунд инвестиций привлечь именно от ФРИИ, и уже при инвестировании в $100-$450 тыс. мы входим на 20%-40% владения в проекте.

Отбор проектов мы проводим максимально открыто. Все происходит через наш сайт и привлечение экспертов рынка. Критерии, которые нас интересуют на входе в акселератор, приведены на нашем сайте: качество и опыт команды, размер потенциального рынка проекта, способность за 3 месяца акселерации дойти до следующей стадии инвестиций, бизнес-модель и наличие конкурентных преимуществ.

Вы говорите о привлечении экспертов рынка. А кто конкретно?

— Фактически мы консолидируем или в своем штате или вокруг нас всех интернет-предпринимателей, экспертов, инвесторов и стратегов рынка. К нам в команду присоединились коллеги из «Одноклассников», инкубатора Высшей Школы Экономики, фонда «Главстарт» и многих других драйверов интернет-рынка. В качестве экспертов нашего акселератора, инвесторов-партнеров и стратегов выступают все называемые стартаперами с придыханиями имена и названия компаний: «Яндекс», Mail.ru, «Островок», Alawar, Аркадий Морейнис, Игорь Мацанюк, Павел Черкашин, Александр Журба… Таким образом, у нас более 100 экспертов рынка, включая бизнес-ангелов, стратегических инвесторов, плюс — все активные венчурные фонды. Не побоюсь сказать, что мы самый большой акселератор в России с самой крутой экспертной и инвестиционной панелью, и наши выпускники — будущая бизнес-элита минимум российского интернета.

В комментариях на портале it-eburg.com вы отмечали, что в рамках запуска региональных подразделений ФРИИ Екатеринбург не будет рассматриваться как первоочередной регион: инфраструктура для поддержки стартапов здесь отстает в сравнении с Казанью, Новосибирском, Питером. Расскажите о планах по работе с регионами.

— Пока могу сказать только то, что в марте 2014 г. мы запускаем региональные партнерские программы не менее чем в трех городах России. Сказать в каких точно — не готов. Это зависит от активности региональных партнеров, т.к. мы работаем в модели, в которой запуск эффективного регионального партнера происходит при поддержке трех сторон: ФРИИ, регионального правительства и региональных ИТ-компаний. Соответственно те регионы, которые будут наиболее активны и готовы к старту наших совместных проектов, и будут запущены в первую очередь. Скорее мы устраиваем некий тендер регионов, в котором предлагаем им показать как можно более высокий уровень готовности.

Как будут работать региональные подразделения ФРИИ? Какой бюджет закладывается?

— Региональные партнеры должны иметь собственную площадку — от регионального правительства или коммерческую, на которой мы можем разместить стартапы. Так же должна быть поддержка от зрелых компаний. При наличии этих составляющих мы выделяем сотрудника, отвечающего в регионе за проведение мероприятий и работу со стартапами. Основными нашими ценностями для региона являются следующие: результативная методология акселерирования проектов и доступ к экспертам российского и международного уровня, трудность доступа к которым из регионов сдерживает развитие интернет-предпринимательства в регионах. Ключевым отличием интернет-предпринимательства от любого другого является то, что начиная свой проект, в большинстве случаев ты сразу конкурируешь с сильнейшими игроками в России или в мире. Называть бюджет на регион опять же сейчас невозможно. Все зависит от исходных условий.