Меню

Годовой отчет: Рынок информацио нных технологий ждет федералов

Рынок информационных технологий в 2006 г. продолжал стабильно расти примерно теми же темпами, что и в предыдущие годы, — около 25% в год. Но это не значит, что у всех ИТ­-компаний без­облачное буду

Рынок информационных технологий в 2006 г. продолжал стабильно расти примерно теми же темпами, что и в предыдущие годы, — около 25% в год. Но это не значит, что у всех ИТ­-компаний без­облачное будущее. Местным игрокам все сложнее развиваться в условиях растущего давления из Москвы, повышения требовательности заказчиков и снижения рентабельности продаж как оборудования, так и трафика и консалтинга.

ЭКСПЕРТЫ

Андрей Антипинский - директор представительства компании «Открытые Технологии»

Алексей Бачурин - генеральный директор компании «Сеть цифровых каналов»

Юрий Гусаков - коммерческий директор компании «КРОК Урал»

Павел Нагибин - директор компании «Наг.ру»

Алексей Оносов - директор компании «Юнисофт»

Руслан Разуваев - коммерческий директор компании «Уральские мобильные сети»

Галина Фролова - директор компании «Прайм ­1С ­Екатеринбург»

******************************************************************************************************************************************

Почему было продано семь местных интернет-провайдеров?

 Зачем системным интеграторам региональный конгресс?

 На каких системах зарабатывают внедренцы ПО для бизнеса?

*********************************************************************************************************************************************

«Быть или не быть?» — до 2006 г. в свете экспансии федеральных компаний этот вопрос беспокоил только системных интеграторов. В нынешнем году первый звоночек прозвучал для 1С-франчайзи. Уже серьезно размышляют над этим компании, внедряющие бизнес-софт, а региональные провайдеры всей страны специально собирались на обсуждение данной темы в Екатеринбурге. Правда, пока остроту проблемы несколько притупляет бурный рост рынка в целом.

Интернет-провайдеры ждут массового спроса

2006 г. на рынке интернет-провайдинга прошел под знаком консолидации. Начался он с перехода абонентской базы компании «Медиальт» под контроль ­КАБiNETа, закончился — продажей самого КАБiNETа федеральному оператору кабельного телевидения «Национальные кабельные сети». Весной NETPROVODOV.RU попала под контроль голландской Enforta, а «Евротел» был продан АФК «Система» и вошел в ее подразделение «Система Масс-Медиа». Кроме того, весной же «Голден Телеком» поглотил оператора телефонной связи «Бинар», а осенью — одного из старейших екатеринбургских интернет-операторов «Корус ИСП». Столь резкий всплеск спроса на телекоммуникационные активы пред­определен несколькими факторами. В первую очередь, быстрый рост розничного рынка услуг доступа в Интернет привел к тому, что этот рынок в больших городах становится по-настоящему массовым, на нем появились серьезные деньги, чем заинтересовались крупные финансово-промышленные группы, которые и начали скупать активы. По оценкам всех аналитиков, основной рост абонентской базы интернет-операторов в регионах еще впереди, тогда как в Москве рынок уже поделен. «Мы пока не дошли до массового спроса, для многих горожан стоимость безлимитного доступа, равная 1-1,5 тыс. руб., остается довольно дорогой. Когда цена упадет до 600 руб., на рынке произойдет взрыв, и ожидать его можно уже в следующем году», — уверен ПАВЕЛ НАГИБИН, директор компании «Наг.ру», поставляющей телекоммуникационное оборудование.

Сомнений в том, что цена доступа будет падать, ни у кого нет. Этому способствуют два события. В 2006 г. на рынок продажи магистрального трафика вышел «Ростелеком». АЛЕКСЕЙ БАЧУРИН, генеральный директор компании «Сеть цифровых каналов»: «Это давно ожидаемое и радостное событие. И даже не потому, что магистральных провайдеров должно быть как можно больше. Просто, кроме «Ростелекома», некому задавать темп развития этого рынка». В 2007 г. ожидается появление магистрального трафика «Голден Телекома», что, несомненно, будет способствовать снижению цены мегабайта для конечного пользователя. РУСЛАН РАЗУВАЕВ, коммерческий директор компании «Уральские мобильные сети» (официальный представитель «ТрансТелеКома»): «Уже всем понятно, что оптовая цена на трафик в 2007 г. упадет, по моим прогнозам примерно в 1,5 раза, сразу после выхода «Голден Телекома» и будет снижаться в дальнейшем».

Дополнительным стимулом для развития конкуренции стал активный выход на рынок широкополосного доступа компании «Уралсвязьинформ» (УСИ). Этого события ждали и боялись несколько лет, хотя на деле ничего страшного не произошло, даже несмотря на впечатляющие темпы роста местного телефонного монополиста. Предложение УСИ для частных пользователей пока нисколько не отразилось на развитии бизнеса прочих интернет-операторов. Рынок оказался настолько емким, что новых абонентов хватило и тем и другим. Например, компания ­КАБiNET почти удвоила клиентскую базу и преодолела психологически важный рубеж в 20 тыс. абонентов.

В промежутках между сделками по купле-продаже екатеринбургские интернетчики продолжали строить сети и развивать сервисы. Алексей Бачурин: «В итоге базовые потребности клиентов в телекоммуникационных сервисах удовлетворены, уровень конкуренции дошел до того, что цена смены поставщика практически приблизилась к нулю, но компании все равно продолжали активно строить сети: небо пока еще видно, но оно уже в мелкую клеточку от развешанного по центру оптоволокна». Уже никто не сомневается: оптики в городе больше, чем требуется, однако рыночная конъюнктура такова, что проще проложить свою магистраль, нежели арендовать чужую. Многие компании имеют сотни километров оптических магистралей по городу, но рынок аренды каналов так и не сложился.

Предложить цены существенно ниже, чем у конкурентов, операторы не могут, поэтому соперничество между ними стало постепенно смещаться в сторону дополнительных сервисов (предоставление защищенных каналов для организации частных виртуальных сетей юридическим лицам, IP-телевидение для частников). Поскольку в перспективе зарабатывать на перепродаже трафика станет все сложнее и сложнее, мультисервисность в свердловских интернет-сетях будет развиваться и дальше, уверен Алексей Бачурин.

Системные интеграторы противостоят москвичам

Если на рынке интернет-доступа соперничество федерального и местного игрока обычно заканчивается покупкой последнего, то в сфере системной интеграции этого не происходит. Бизнес системных интеграторов менее прозрачен и больше зависит от личности руководителя, чем у провайдеров, да и цена открытия собственного представительства не так высока. Учитывая высокие темпы роста уральского рынка, неудивительно, что экспансия федеральных компаний самого разного плана активно продолжалась, хотя, кажется, конец нашествия уже виден — практически все крупные интеграторы уже обзавелись представительствами на Урале. В этом году в Екатеринбурге появились офисы компаний «ТехноСерв», «Борлас», «Пилот» — все они входят в число лидеров на своих рынках. О развитии рынка говорит и продолжающийся рост числа представительств мировых ИТ-компаний. В 2006 г. на Урале появились сотрудники Cisco и iPro («дочка» компании Apple, специализирующаяся на профессиональных решениях). Многие системные интеграторы только формируют свою региональную политику, и эксперты уверены, что как минимум одна-две крупных компании откроют у нас офисы и в следующем году. «Уральский рынок растет быстрее, чем в среднем по стране: нефтяные деньги тянут за собой промышленное производство. Встает на ноги машиностроение, и оно поднимает и другие отрасли экономики. Например, в нашей компании на долю Уральского региона приходится 20% всего оборота, а представительство в Екатеринбурге одно из крупнейших в стране», — объясняет Андрей Антипинский, директор представительства компании «Открытые Технологии». Экономическое здоровье машиностроения особенно важно для ИТ-операторов. Два-три года назад локомотивами системной интеграции выступали добывающие предприятия и организации, ориентированные на обслуживание нефтегазового сектора. Однако машиностроение по доле затрат на ИТ в стоимости продукции почти вдвое превосходит металлургию и почти вчетверо — пищевую промышленность. Системные интеграторы, как уральские, так и федеральные, вовремя среагировали на тренд, и во многом их маркетинговые усилия в 2006 г. были направлены именно на машиностроительные предприятия.

Массированное наступление федеральных игроков пока не получило адекватного ответа со стороны местных участников рынка. Но о противостоянии уральцев и федералов свидетельствует демонстративный выход екатеринбургской Ассоциации компаний сферы информационных технологий (АКСИТ) из общероссийской ассоциации (АПКИТ), не способствующей, по их мнению, развитию региональных ИТ-компаний. Взамен несколько местных объединений «айтишников» объявили о создании Конгресса региональных ассоциаций (КРАСИТ), который должен помогать регионалам в борьбе с федеральными структурами.

Рост конкуренции привел к значительному снижению рентабельности поставки техники. Заниматься простыми поставками уже никому не интересно. Серьезно заработать можно только на продаже в северные города: там все еще готовы покупать технику по прайсу, не добиваясь больших скидок. На Урале же нередко оборудование по крупным тендерам продается с наценкой в 2%. Компании обратили внимание на консалтинг, сервис и сопровождение. В 2006 г. активно росли направления информационной безопасности, сопровождения ИТ-инфраструктуры, аутсорсинг. Эти направления пока еще могут показывать 200% темп роста, тогда как поставки увеличиваются только на 10-15% в год.

Постепенно менялось и отношение заказчиков к ИТ. ЮРИЙ ГУСАКОВ, коммерческий директор компании «КРОК Урал»: «Произошел рост цен в головах управленцев. Если раньше дорогой считалась система стоимостью в десятки тысяч долларов, то сейчас спокойно воспринимаются проекты в сотни тысяч долларов». Все ИТ-компании соглашаются: клиент постепенно становится все более образованным и квалифицированным. Андрей Антипинский: «Основные потребности предприятий уже удовлетворены, поэтому меняются и сами задачи системных интеграторов. Теперь они не просто поставляют и устанавливают оборудование заказчику. Они уже рассчитывают перспективу развития его ИТ-инфраструктуры, предлагают новые решения — ориентированные именно на конкретное предприятие, повышающие эффективность основных бизнес-процессов».

Заказчики разобрались в управленческом софте

Рынок внедрения управленческого программного обеспечения развивался в одном русле с прочими сегментами ИТ-рынка. Разве что здесь не так явно влияние федеральных компаний. Отчасти это объясняется спецификой бизнеса. Чтобы вести проекты в Екатеринбурге, совсем необязательно иметь здесь офис. Хотя никто не сомневается, что появление региональной штаб-квартиры стимулирует развитие бизнеса в регионе. Это четко уловила компания «1С: Бухучет и торговля» — первая московская фирма, которая специализируется на внедрении программных продуктов 1С: она открыла офис в Екатеринбурге. Запустил свое внедренческое подразделение и «Софтлайн». Правда, местный офис будет продвигать пока только решения на Microsoft Dynamics CRM.

Резко активизировалась на Урале международная компания Columbus IT, которая хоть и не объявила об открытии офиса во всеуслышание, но уже близка к этому и ведет здесь несколько проектов. Компания продвигает решения на базе продуктов по управлению бизнесом от Microsoft.

Число проектов по внедрению комплексных систем управления бизнесом росло на протяжении всего года, хотя это не помешало местному рынку понести первые потери. Две компании свернули работу отделов по внедрению ERP-систем. В начале лета друг за другом об этом объявили сначала IT-холдинг «Корус» (занимался системой Microsoft Axapta), а затем и «Микротест» (поставщик решений на базе системы IFS). «Корус» объяснил закрытие отдела тем, что «не представляется возможным обеспечить поток заказов с целью равномерно загрузить свои ресурсы. А любая неравномерность в работах по проектам резко снижает доходность этого бизнеса». «Микротест» же просто посчитал, что внедрять ERP проще с помощью московского офиса.

Особым вниманием заказчиков в ушедшем году пользовались системы управления документами и бизнес-процессами. АЛЕКСЕЙ ОНОСОВ, директор компании «Юнисофт»: «Интерес к этим системам растет заметно. Если те же CRM-системы нужны не всем предприятиям, учитывая специфику деятельности, монопольное положение или взаимосвязи с основным клиентом, то упорядочить движение документов, укрепить исполнительскую дисциплину хотят все, поэтому рынок систем электронного документооборота (СЭД) шире». Лишним подтверждением тому служит ажиотаж вокруг выставки DOCFLOW, посвященной этим программным комплексам.

Не утихали разговоры и вокруг систем CRM. На рынке появилось несколько успешных комплексных проектов, внедренцы наработали необходимый опыт и стали осмысленнее продвигать свои услуги. Рынок CRM-систем наконец перешел от продажи и установки продвинутых картотек заказчиков к консалтингу по управлению взаимоотношениями с клиентами. Вырос уровень запросов и профессионализм последних. «Обращаются все более и более грамотные заказчики. Нередко, когда предлагаешь свои услуги по описанию бизнес-процессов, клиент обижается, потому что у него уже процессы нормализованы, все отточено, и нужно всего лишь перенести его методики в систему. Это свидетельство качественного перелома на рынке», — уверен Алексей Оносов.

Продолжал активно набирать обороты и рынок внедрения и поддержки 1С. ГАЛИНА ФРОЛОВА, директор компании «Прайм-1С-Екатеринбург»: «Мы все время боимся, что рынок насытится до предела, но этого не происходит. Каждый раз, когда «1С» выпускает версию своей системы, она захватывает новые сегменты рынка, стимулирует уже существующих клиентов переходить на более совершенное программное обеспечение». Растет и удельный вес систем 1С на рынке, и число игроков. В Екатеринбурге, по данным официального сайта компании «1С», оно уже давно перевалило за 40. Рынок 1С развивается и за счет появления усовершенствованных версий программы, и за счет перехода компаний с пиратского софта на легальный. Но главным двигателем становится растущее понимание необходимости перевода бизнеса на новый уровень взаимодействия с ИТ среди руководителей не только средних и крупных, но и малых предприятий.