Меню

Госдума предложила отойти от плавающего курса рубля. Чем это опасно?

Депутаты предлагают отказаться от инструмента, который позволил обеспечить стабильность уровня инфляции. Прислушаются ли к нему остальные органы власти?

В Госдуме предложили мягко отказаться от плавающего курса рубля и ограничить приток и отток спекулятивного капитала. Как пишет The Bell, такие заключения вынесли комитеты Госдумы по финансовому рынку, бюджету и налогам, а также по экономической политике на проект «Основных направлений денежно-кредитной политики на 2020 и 2021-2022 годы» ЦБ.

Оба комитета Госдумы предложили оценить, как плавающий курс рубля сказывается на росте экономики. Депутаты рассмотрят заключение 20 ноября, вместе с документом Центробанка. В пресс-службе регулятора от комментариев отказались. Согласно ст. Конституции, Центробанк в России является независимым от органов исполнительной власти. 

Плавающий курс влияет в том числе на «экономические показатели» и экономическую активность населения и бизнеса, и Центробанк должен это учитывать, полагают в Госдуме. Предложенный комитетом по экономической политике «маневр» должен оживить потребительский и инвестиционный спрос. Члены комитета предлагают установить диапазон, который будет определяться «фундаментальными факторами состояния российской экономики».

Кроме того, в Госдуме предлагают ввести валютные ограничения на отток и приток спекулятивного капитала, и усилить надзор за исполнением норм валютного контроля, чтобы «понизить степень уязвимости российской экономики к внешним шокам».

Чем опасен отказ от плавающего курса рубля? 

Банк России завершил переход к плавающему курсу рубля в ноябре 2014 г. До этого колебания курса рубля сохранялись в рамках валютного коридора, существовавшего в разных формах с 1995 г. Председатель ЦБ Эльвира Набиуллина после этого не раз говорила, что плавающий курс рубля эффективнее для экономики за счет лучшей адаптации к изменчивым внешним условиям — «фиксировать курс в такой обстановке разорительно». Так, когда весной 2014 г. курс рубля упал примерно на 10%, ЦБ только в один день, 3 марта 2014 г., продал  $11,272 млрд, это абсолютный рекорд (на тот момент). 

«Если бы мы поддерживали курс, тем самым мы бы поддерживали инфляционные и девальвационные ожидания, а это само по себе ухудшало бы ситуацию и могло бы подорвать финансовую стабильность», — говорила Набиуллина в ноябре 2015 г.