Меню

Государственные субсидии по-прежнему являются драйвером продаж на рынке лизинга

Руслан Моллаев. Иллюстрация: ООО "Интерлизинг"

Руслан Моллаев, региональный директор компании «Интерлизинг» по УрФО, рассказал DK.RU о том, как развивался рынок лизинга в 2019 г. и какие направления дадут наибольший рост в 2020 г.

В 2019 г. большинство направлений, по которым мы предоставляем технику  в лизинг, сохранили динамику развития на уровне 2018 г. Так прирост по финансированию строительной техники составил 10%, по оборудованию —  менее 5%, по грузовому автотранспорту —  прирост 35%, что непосредственно связано с проведением нескольких крупных сделок. В середине 2019 г. мы профинансировали крупнейшего клиента филиала на сумму более 250 млн руб. в рекордно короткие сроки — с момента подачи заявки до подписания договора прошло менее семи рабочих дней.

Значительный рост в 2019 г. показало направление легкового автотранспорта: более 120% по сравнению с аналогичным периодом 2018 г. Такому росту способствовали три фактора. Во-первых, мы подписали ряд партнерских соглашений с автосалонами по Уральскому федеральному округу. Во-вторых, создали льготные условия финансирования легковых автомобилей внутри нашей компании. А, в-третьих, увеличилось число менеджеров, которые занимаются исключительно лизингом легкового автотранспорта.

Если проанализировать, какие внешние факторы увеличили спрос на лизинговые услуги, здесь можно с уверенностью сказать, что на спрос в 2019 г. значительно повлияли субсидии Минпромторга. Это дало серьезный толчок для развития.

Второй фактор, способствующий росту лизинговых услуг, напрямую связан со спецификой нашего региона. Крупнейшие компании, занимающиеся добычей нефти и газа,  в 2019 г. подписывали новые контракты, направленные на улучшение инфраструктуры на своих объектах, а где-то запускались и новые объекты. Это вызвало спрос на приобретение оборудования в лизинг.

Из внутренних факторов могу отметить оптимизацию наших бизнес-процессов и внедрение новых продуктов, что позволило ускорить процесс рассмотрения заявок на более лояльных условиях. Таким образом, мы сократили срок рассмотрения заявок от двух-трех дней до одного дня.

Минфин и ЦБ еще в 2018 г. подготовили законопроект по лизинговой реформе. Это произошло после череды банкротств лизинговых компаний в 2014-17 гг. Но этот закон так и не был принят Госдумой, так как разработчики документа натолкнулись на отрицательное заключение Евразийской экономической комиссии.   Новая версия закона ожидается весной 2020 г.

Надеюсь, что этот законопроект позволит очистить рынок от «токсичных» лизинговых компаний, которые работают по «серым» схемам. Таким образом, добросовестные лизинговые компании смогут получать более дешёвое фондирование, продвинутые технологии, а лизингополучатели будут более защищенными. Тем не менее, на мой взгляд, единого рынка лизинга в рамках содружества не существует. Поэтому в ближайшей перспективе (2020-2021 гг.) мы не ожидаем активного развития данного направления.

В последние годы драйвером продаж лизинговых услуг является субсидирование государством некоторых поддерживаемых сегментов экономики. 27 декабря 2019 г. правительство РФ утвердило новую систему господдержки по принципу «Единой лизинговой субсидии». Эта система призвана объединить несколько разрозненных отраслевых программ в единый механизм содействия лизингу машин и оборудования, произведенных на территории РФ.

То, что эта программа на данный момент приостановлена для внесения изменений, конечно же, негативно отразится на объемах продаж лизинговых компаний в первом квартале 2020 г. В любом случае, заявленный объем выделенных денежных средств в федеральном бюджете по новой системе господдержки на все виды техники не превышает 7 млрд руб., что значительно меньше объемов, предоставляемых ранее для поддержки некоторых отраслей. Например, только на коммерческий транспорт в прошлом году выделялось более 8 млрд руб., а в этом году —  лишь 1-1,5 млрд руб. Эти средства будут освоены за очень короткое время и не повлияют существенно на рынок. Мы надеемся, что в связи со сменой команды в правительстве РФ условия программы «Единой лизинговой субсидии» и выделенные на нее средства будут пересмотрены.

Если попытаться сделать прогноз по рынку лизинга на 2020-ый г. для МСП, то, на мой взгляд, сохранится динамика предыдущего года. Резких изменений не предвидится. В целом, мы ожидаем рост рынка лизинга в России на уровне 5-10%. На протяжении нескольких лет мы видим устойчивый рост сегмента автолизинга и лизинга строительной техники для малого и среднего бизнеса. Перспективным сегментом остается лизинг медицинского оборудования. Также, по нашему мнению, хорошей поддержкой для рынка лизинга в 2020 г.  станет повышение доступности продуктов для потенциальных лизингополучателей за счет снижения ставок фондирования.

Если говорить непосредственно о деятельности компании «Интерлизинг» в Уральском федеральном округе, мы запланировали на 2020-ый г. рост продаж на 70%. Это связано с открытием новых филиалов в Челябинске и Перми и с увеличением штата менеджеров в тех городах, где мы уже представлены. Это позволит нам охватить больше как партнёров, так и потенциальных клиентов.