Меню

«Мы работаем по госзаказу и не заинтересованы в рынке». На Урале хотят вернуть Госплан

Уральские промышленники признают ущерб от санкций западных стран и волатильности на мировых и региональных рынках.Однако эксперты уверены, что предприятиям больше мешают системные внутренние проблемы.

Читайте спецпроект «Итоги делового сезона» на DK.RU

Первая половина 2016 года добавила предприятиям оптимизма. По данным Свердловскстата, физические объемы в добывающей отрасли региона за шесть месяцев выросли на 5,3%, в обрабатывающей — на 4,4%. Индекс промышленного производства составил 104,9%. На 1 июля регион собрал 30,3 млрд руб. налога на прибыль 65,6% от годового плана. Галина Кулаченко, глава областного Минфина, заявила: это стало возможным благодаря стабильной работе оборонных предприятий и волатильности валютных рынков.

Глава РСПП Александр Шохин, выступая на ИННОПРОМе, отметил:

«За последние месяцы многие компании, входящие в союз, адаптировались к непростой рыночной ситуации. Задача государства поддерживать сильных и убирать барьеры для их производственной деятельности».

Опрос руководителей крупного бизнеса (в основном машиностроительных и металлургических компаний), проведенный Советом главных конструкторов области с помощью компании G1, показал 74% респондентов считают трудности, связанные с кризисом, преодолимыми, а 5,3% заявили, что объемы производства увеличиваются, невзирая на экономический спад.

Свердловская область остается старопромышленнным регионом. Всего 10% компаний, участвовавших в опросе, появились за последние 10-15 лет. Остальные работают с советских времен, сменив в 1991-2000 гг. собственника и организационно-правовую форму

Источник: Совет главных конструкторов Свердловской области, G1

Под прямое действие западных санкций попала каждая пятая компания из числа опрошенных. В СОСПП считают, что больше других пострадал «Уралвагнозавод». По словам Алексея Жарича, замгендиректора УВЗ по взаимодействию со СМИ и органами государственной власти, выручка предприятия в 2015 г. упала вдвое в сравнении с благополучным 2012 г., когда рынок грузовых вагонов еще не стагнировал. В августе УВЗ удалось договориться о реструктуризации долга с «Альфа-банком», который через суд требовал возврата 16,3 млрд руб. кредитов, угрожая инициировать банкротство корпорации и двух ее дочерних структур. Согласно плану приватизации госактивов, к 2016 г. государство намеревалось оставить за собой 75% плюс одна акция «Уралвагонзавода». По данным СМИ, переговоры с частными инвесторами продолжаются.

По общему мнению, главным итогом санкций стало рыночное сжатие. Часть респондентов указала, что количество долгосрочных заказов сократилось после того как крупнейшие холдинги и корпорации урезали затраты на техническое перевооружение. Банкиры подтверждают желающих получить заем стало меньше.

«С начала года кредитный портфель корпоративных клиентов на Урале снизился более чем на 60 млрд руб., отметил Владимир Черкашин, председатель Уральского банка Сбербанка РФ. Сегодня он составляет всего 450 млрд руб., и меня это очень тревожит».

Большинство респондентов уверяют, что проблемы, связанные с кризисом и санкциями западных стран, можно решить

Источник: Совет главных конструкторов Свердловской области, G1

В то же время 40% опрошенных заявили, что трудностей со сбытом не испытывают. Причин три: либо у предприятия постоянный пул клиентов, либо оно обеспечено госзаказом, либо это монополист, за продукцией которого покупатели выстраиваются в очередь. Остальные 60% в отсутствие долгосрочной стратегии занимаются поисками нишевых продуктов. Треть предприятий воспользовалась ослаблением рубля, чтобы выйти на экспортные рынки. Для этого им потребовалась модернизировать производства и запустить автоматизацию процессов.

По словам губернатора Евгения Куйвашева, область переживает масштабную модернизацию. В списке крупнейших проектов 2016 г. реализованных и дожидающихся своей очереди новые мощности по выпуску инновационных дизелей на Уральском дизель-моторном заводе (УДМЗ), цех холодного проката на КУМЗе и второй пусковой комплекс шахты «Черёмуховская-Глубокая», которую запускает в эусплуатацию «Севуралбокситруда».

В среднем основные фонды респондентов изношены на 45,8%. Для сравнения, в целом по Свердловской области этот показатель составляет 56,3%, по России 49,4% (рост с 1990 г. на 13,8%), в странах БРИКС 35%. Большинство предприятий модернизировали производство 5-10 лет назад

Источник: Совет главных конструкторов Свердловской области, G1

Руководители компаний, опрошенные Советом главных конструкторов, признались, что внедрили одну или несколько систем управления и контроля качества продукции. При этом специалисты G1 отмечают электронные решения, связанные с аудитом и диагностикой технологических процессов, предприятия используют только для корректировки операционной деятельности. По их мнению, свердловские промышленники, ограничивающие прогнозы развития рынка горизонтом 3-5 лет, не учитывают долгосрочных трендов это не позволяет им адаптироваться к изменениям конъюнктуры и создавать конкурентные продукты.

Практики с ними не спорят. Они уверяют, что в России долгосрочные планы не работают.

«Если экономику постоянно колбасит, делать стратегические прогнозы бессмысленно, поэтому в России никто этим не занимается, говорит Евгений Шароварин, эксперт в области автоматизации производств. Есть поговорка «Российский бизнес губят вино, женщины и маркетинговые исследования». Сложность в том, что измерения запаздывают, поскольку среда меняется быстрее, и вы получаете результат, неприменимый на практике. Это все равно, что при помощи обычных весов оценивать массу электрона».

Многие компании внедрили одну, а больше половины несколько систем управления

Источник: Совет главных конструкторов Свердловской области, G1

Независимо от выбранной стратегии 80% респондентов ждут, что государство через институты развития предоставит им налоговые льготы, компенсирует затраты на модернизацию или процентные ставки по инвестиционным кредитам. По данным СОСПП, в 2015 г. федеральный Фонд развития промышленности выделил 1,776 млрд руб. на льготные целевые займы (5% годовых на срок до семи лет) для четырех свердловских предприятий «Уральского дизель-моторного завода», «НПК «Уралвагонзавод», «РОТЕК» и «Эпсилон» (ГК «Энергия»).

«Те льготы, которые реально работают в области и которые правительство предоставляет предприятиям, развивающимся в особой экономической зоне, в технопарках, результат нашей совместной работы, заявил Дмитрий Пумпянский, президент СОСПП. Также мы генерируем постоянные законодательные инициативы, связанные с неповышением региональных налогов, и транслируем пожелания бизнеса федеральной власти».

В этом году, помимо традиционных пожеланий власти, индустриальные гиганты предложили сугубо практические решения. Первое из них касается производственных связей с малым бизнесом. Наладить кооперацию будет проще, считают промышленники, если государство поможет малым предприятиям сократить инвестиционные затраты, обеспечив их доступными производственными площадками для выпуска мелкосерийной продукции (об индустриальных парках речь не идет возможно, их считают малоэффективными). Второе предложение связано с развитием рынка инжиниринговых услуг. Третье с возвращением к государственному планированию экономики и распределительной системе.

Более 40% предприятий региона не используют рыночные механизмы

Источник: Совет главных конструкторов Свердловской области, G1

Последняя идея становится все более популярной.

«Несмотря на призывы повернуться лицом к российским заказчикам, мы не видим четких сигналов готовности от региональных министерств, говорит Геннадий Кобылинский, советник гендиректора «Уральского электрохимического комбината» (УЭКХ), входящего в госкорпорацию «Росатом». Проектные работы, изготовление и сертификация нового оборудования занимают несколько лет. Комбинат готов вкладываться в эти проекты при условии, что у него будет гарантированный сбыт. Здесь нам нужна поддержка государства».

Примеры уже есть в августе Москва отправит в регионы 1100 новых автомобилей скорой помощи, купленных за счет федерального бюджета.

«Несмотря на текущие сложности, мы решили выделить дополнительное финансирование, чтобы загрузить наш автопром и добавить новых автомобилей в те регионы, где это необходимо», сказал премьер РФ Дмитрий Медведев.

37 машин получат по разнарядке станции скорой помощи Свердловской области.