Меню

Инвестиции и малый бизнес

Стремящиеся к экономической независимости люди лелеют мысль, что самым надежным средством достигнуть желанной цели будет пусть небольшое, но свое дело. Однако с того самого момента, когда принято


Стремящиеся к экономической независимости люди лелеют мысль, что самым надежным средством достигнуть желанной цели будет пусть небольшое, но свое дело. Однако с того самого момента, когда принято окончательное и бесповоротное решение, они попадают в зависимость от правительства, курса рубля, муниципальных властей, десятков контролирующих организаций, налоговиков, потребителей, в конце концов. Но больше всего мучают предпринимателей, причем и начинающих, и опытных, финансовые вопросы. Не зря появилась поговорка: малый бизнес – раб денег, крупный же заставляет деньги работать на себя. На начальном этапе владельцы малых и средних фирм озабочены проблемами стартового капитала, в дальнейшем средства нужны на расширение производства, закупку материалов и оборудования. Сослаться на российскую специфику или нашу привычку идти другим путем тут нельзя – эксперты утверждают, что ничего необычного в этом нет, практически во всех западных странах возникают проблемы между финансовым сектором и малым и средним бизнесом. Однако в России почти отсутствует история малого и среднего бизнеса – десяток-полтора лет в масштабе экономики страны слишком мало.
 
За столетия развития экономики, в которой спрос определяет предложение, а малый и средний бизнес (МБС) приносит в бюджет весомую долю доходов, в Европе сложились эффективные институты по финансовой поддержке МСБ. Кроме того, нестабильность российской денежной системы и бюджетные проблемы не позволяют в полной мере воспользоваться опытом западноевропейских стран. Показательный пример того, как работающие в Европе финансовые схемы могут бездействовать у нас, – практика частного инвестирования, когда состоятельные люди готовы финансировать достойные этого проекты, как правило, приобретая долю в капитале предприятия. За три с половиной года работы екатеринбургского офиса ТАСИС его директор, Питер Ведемейер, только три-четыре раза встречался с местными бизнес-ангелами, искавшими применения собственным накоплениям. Либо просто у нас еще не вызрел слой настолько состоятельных людей, либо они есть, но не готовы взять на себя риски венчурного капиталиста.
 
Все как у классиков

Педантичная статистика свидетельствует, что главной трудностью для начинающих был и остается недостаток стартового капитала. Только 4% предпринимателей такой проблемы не имели, подавляющее большинство, 77%, знакомы с ней не понаслышке. Острее всего она для жителей области, что в первую очередь объясняется более высокой концентрацией финансовых структур и организаций поддержки бизнеса в Екатеринбурге. Кроме того, уровень доходов населения и предложение денежной массы из различных неформальных источников намного выше в областном центре, нежели на периферии.
По данным Британского Совета/Фонда Ноу-Хау, по-прежнему в качестве основного источника стартового капитала выступают собственные накопления – они позволили начать свое дело 48% опрошенным. Банк называют в 17% случаев – почти в три раза меньше, что небезынтересно: как правило, банки заявляют, что не финансируют стартовые проекты. Наряду с собственными накоплениями и финансово-кредитными организациями, респонденты называют средства семьи и помощь друзей – вместе меньше 6%. Примерно 1/5 часть вообще отказалась отвечать на вопрос. Наверно, есть источники, о которых объявлять не очень удобно.

Почем нынче финансы?
Если фирма благополучно прошла начальный этап, то острота финансовой проблемы несколько снижается – до третьего места в списке из восьми, уступая первенство общей экономической ситуации в России. Основной причиной текущих финансовых проблем 52% предпринимателей называют недостаток оборотного капитала, следом идет нехватка средств для расширения и развития бизнеса.
Кризис августа 1998 г. изменил ситуацию с предложением заемного капитала. Сегодня кредитование стало одним из основных видов активных операций банков. Как говорит Вадим Константинов, банки столкнулись с проблемой ликвидности: «Им некуда размещать деньги, единственный серьезный рынок – это ссудный капитал, поэтому банки за последние год-полтора сделали ряд серьезных шагов в этом направлении, в т. ч. и для малого и среднего бизнеса. Мы видим, что увеличиваются сроки кредитования собственными средствами. Если 7-8 месяцев назад максимальный срок был 6 месяцев, то сейчас банки вполне спокойно дают займы на год».
Банки Екатеринбурга ссужают предпринимателей за счет собственных средств или становятся партнерами специальных фондов. Из международных программ финансового содействия сектору МСБ у нас известны Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и инвестиционный фонд «США-Россия». Так, Екатеринбургский банк Сбербанка России кредитует малый бизнес по программе ЕБРР, в рамках которой возможно получить микрокредиты (до $ 30 тыс.) и малые кредиты (до $ 125 тыс.) на срок до двух лет в рублях и долларах США.
Банки не всегда предоставляют краткосрочные кредиты до года. Например, ВУЗ-банк не устанавливает строгих рамок, Свердловский губернский банк не вводит ограничения по срокам исполнения выдаваемых займов.
Как правило, условия кредитования индивидуальны, очень многое зависит от репутации, опыта работы  и, естественно, от коммерческой самостоятельности и состоятельности предприятия. Все без исключения банки обращают внимание на кредитную историю. Екатеринбургский муниципальный банк просто не будет заключать договор, если организация имеет просроченную ссудную задолженность и нарушает сроки внесения процентных выплат.
Процентные ставки могут быть формализованными и привязанными к ставке ЦБ РФ, но иногда тоже зависят от индивидуальных особенностей клиента. Сбербанком процентная ставка устанавливается в зависимости от ситуации на финансовом рынке, для постоянных клиентов применяется система льгот.
Основные проблемы с получением займа владельцами малых предприятий обусловлены отсутствием средств (имущества) для залога либо его неподходящей формой. Банки крайне неохотно рассматривают недвижимость в качестве обеспечения кредита, что связано с трудностью ее реализации и часто невозможностью справедливой оценки. Банк «Северная казна», кроме стандартного залога, принимает обеспечение исполнения кредитного обязательства в виде солидарных поручительств банков или платежеспособных предприятий. В последнем случае банк требует предоставления документов, подтверждающих устойчивое финансовое положение предприятия-поручителя, оформления его распоряжения на бесспорное списание средств с его расчетного счета в случае необходимости исполнения гарантийных обязательств и оформления залога на сумму, обеспечивающую возврат кредита.
Государственные организации поддержки малого бизнеса сами обычно не кредитуют,  но иные формы помощи предлагают. Например, ЦСП Свердловской области под руководством Евгения Копеляна выдает в среднем ежегодно около 15 поручительств, на 1 рубль которого предприниматель обычно получает 4 банковских рубля. Поручительства за счет гарантийного фонда ЦСП не могут превышать 50% от основной суммы кредита, предоставляются они только тем проектам, в которых доля участия коммерсанта собственными средствами составляет не менее 30%. Больше половины фирм, в качестве гаранта которых выступил Центр, работают в торговле и сфере услуг, остальные относятся к производственным, промышленным, строительным, научно-производственным и другим.

Длинные деньги
Банки не рискуют выдавать деньги надолго. Чтобы делать это, они должны иметь долгосрочные пассивы, которые, как утверждает Вадим Константинов, на сегодняшний день практически отсутствуют: «Депозитная база короткая, а собственного капитала у банков после кризиса все равно еще недостаточно, чтобы вести какие-то серьезные долгосрочные проекты. Наш фонд для банков как раз и является источником долгосрочных пассивов. Мы даем нашим партнерам относительно длинные деньги, и в этом наша благотворная роль».
Иногда инвестиционные возможности банки предоставляют в виде кредитных линий. Например, Уралпромстройбанк осуществляет целевое инвестиционное кредитование предприятий и частных предпринимателей, зарегистрированных в Свердловской области, для закупки машин и оборудования, строительства, ремонта недвижимости, приобретения оборотных средств для начала производства. Величина кредита не ограничена, процентная ставка устанавливается индивидуально. Кредитование осуществляется за счет средств инвестиционного фонда Урал-промстройбанка в виде кредитной линии. Они должны иметь стабильное финансовое положение и хорошую репутацию. Обязательное условие – предоставление предприятием, подавшим заявку, официальной финансовой отчетности.
На сегодня лизинговые компании – одни  из немногих, что занимаются действительно инвестициями. По мнению специалистов, лизинг остается одним из самых доступных для заемщиков и выгодных для лизингодателей инструментом долгосрочного инвестирования, довольно распространенным в Екатеринбурге. Он приносит высокую прибыль, являясь по сути финансовой, банковской деятельностью, а предпринимателю позволяет свободнее маневрировать средствами, давая возможность снизить налог на имущество и ускоренно провести амортизацию. Кроме того, лизинговые платежи полностью относятся на издержки производства и обращения и снижают налогооблагаемую прибыль. В целом экономический эффект лизинга достигает 35%.
Из местных финансово-кредитных организаций Урало-Сибирский банк социального развития совместно с Урало-Сибирской инвестиционной компанией предлагает предпринимателям кредитование по лизинговым схемам. Можно купить оборудование и на импортные деньги, однако пока в Екатеринбурге такую возможность дает только инвестиционный фонд «США-Россия». Его программа проводится дочерней компанией фонда и предусматривает поставку оборудования для частных и государственных предприятий различных отраслей максимум на три года на сумму от $ 10 до $ 250 тысяч.
Привлечение средств частных инвесторов в малый бизнес и сведение их рисков к минимуму возможны только при использовании специализированных фондов и регулирующего законодательства. Одним из основных источников средств в фондах могут стать капиталы физических лиц, аккумулируемые через облигационные займы. Однако облигации под малый бизнес не будут ликвидными, а следовательно, и привлекательными для частных, особенно иностранных инвесторов, если малые предприятия не получат налоговых льгот. Чего пока не предвидится.

Лучше воздержаться от шампанского
Как доказывает мировой опыт, не стоит рисковать, принимая положительное решение о предоставлении займа: из причин банкротства плохое качество активов стоит на первом  месте, а оно обусловлено прежде всего либерализмом в выдаче ссуд и избыточным кредитованием.
Несмотря на большой спрос на займы, банки недостаточно внимания уделяют вопросам управления кредитными рисками. Согласно данным ЦБ, на начало октября 1999 г. система оценки кредитных рисков действовала  лишь в 45% организаций. Часто мероприятия, проводимые в рамках управления кредитными рисками, направлены на формальное соответствие требованиям и нормативам ЦБ РФ. Для полноценного управления кредитным риском недостаточно только наличия ликвидного залога.
Есть несколько российских особенностей, добавляющих риска в непростые заемные отношения. Например, «двойная» бухгалтерия не позволяет объективно оценить заемщика. Отсутствует действенное законодательство, судебная защита банков оставляет желать лучшего. ЦСП имеет 5% невозврата, есть вероятность кое-что вернуть. Как говорит Евгений Копелян, главная проблема совсем не в том, чтобы получить решение в суде: «Если все оформлено правильно, то проблемы не будет, но вот добиться его исполнения судебными приставами сложно. Лежит у нас несколько судебных решений. Однако система в целом работает неэффективно, и мы не в состоянии повлиять на их реализацию».
Поэтому можно понять банки, когда они осторожничают, принимая решение. По словам Александра Щура, начальника кредитного управления Урало-Сибирского банка социального развития, некогда банк занимался кредитованием малого и среднего бизнеса, в том числе под залог недвижимости, однако со временем от этого направления работы отказался. Причиной стал огромный объем работ по каждому проекту, невысокий доход и большая степень риска.
Тем более надо тщательно все анализировать, когда речь идет о стартовых проектах. Как показал опыт работы инвестиционного фонда «США-Россия», который в 1997 г. позволил себе прокредитовать совместно с банками несколько таких проектов, они отрабатываются очень сложно. Как сказал Виктор Маслаков, председатель комитета по экономике администрации города, «надо находить золотую середину, учитывая интересы и банков, и заемщиков».

Alter-кредит
Местные малые предприятия пока, как правило, не применяют альтернативных схем кредитования, однако попытки получить средства вне традиционного финансового сектора все же наблюдаются. Недавно созданная ассоциация компаний в сфере информационных технологий (АКСИТ) планирует, когда число членов изрядно увеличится, кредитовать совместные проекты за счет целевых фондов. Однако пока сама ассоциация в стадии становления, проект существует только в качестве идеи.
Выстраивая взаимоотношения с банками, Свердловский областной союз предприятий малого бизнеса тоже помогает своим членам по мере возможностей. В результате предприниматели получают льготы по кредитам, а банки – новых клиентов.
Гарантийные (залоговые) фонды действуют практически во всех европейских странах, однако, по мнению консультанта Британского Совета Роберта Арнота, уровень финансирования является основным фактором их потенциального эффекта: отдачу принесут лишь крупные государственные вложения. Создание залогового фонда, который одновременно будет бизнес-инкубатором, – одна из задач администрации города в области содействия предпринимательству на ближайший год.
Микрозаймы как форма финансового содействия существуют в городе относительно недавно, что понятно: типичный заемщик – предприниматель, который работает один либо с 1-3 наемными работниками. Эта группа вряд ли получит кредит в банке – риски очень большие, нормального учета, как правило, не ведется, культуры обращения с деньгами мало, нет кредитной истории. В общем, явно не банковский клиент, однако потребность в микрозаймах оценивается в 20 млн руб. ежегодно. Преимущества таких займов – в относительной доступности, в том числе и начинающим. С 1998 г. Центр содействия предпринимательству Свердловской области выступает в роли оптовой микрофинансовой организации. ЦСП через сеть муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства предоставляет их под коммерческий процент до 8% в месяц на срок 3-6 месяцев в размере до 30 тыс. руб.

Государево дело
С точки зрения Вадима Константинова, директора екатеринбургского представительства инвестиционного фонда «США-Россия», частный инвестор сегодня не может позволить себе вкладывать деньги в начинания, даже многообещающие: «Считаю, что помощь стартовому бизнесу – это прерогатива государства».
Государство отчитывается, что, каким образом и в каком объеме оно сделало ради столь благих целей. В документе «О практике работы администрации города по поддержке и развитию малого предпринимательства» отмечается, что в 1998-1999 гг. «финансовая поддержка субъектам малого предпринимательства оказывалась в основном косвенным образом: предоставлялись льготы по арендной плате, зачислялись средства на капитальный ремонт в счет арендной платы, проводилась отсрочка платежей по арендной плате и т.п.». В 1999 г. выделено субсидий безработным гражданам на организацию собственного дела на общую сумму  204,8 тыс. руб. На компенсацию затрат за регистрацию предпринимательской деятельности затрачено 669,36 руб., при этом в среднем на получателя пришлось 7,6 тыс. руб.
В полной мере учет всех финансовых вливаний в сектор МСБ в городе пока не ведется, и нет возможности сказать, сколько и каких денег ушло в тот или иной период времени на его поддержку. Однако эксперты берутся приблизительно вычислить потребность небольших фирм Екатеринбурга в деньгах. По словам Евгения Копеляна, руководителя областного Центра содействия предпринимательству (ЦСП), Министерство по антимонопольной политике считает, что примерно 30% налоговых поступлений в бюджет от малого бизнеса должны возвращаться обратно. В областной бюджет МСБ дает 700 млн в год, значит, доля отчислений в его пользу должна быть 210 млн рублей. В городе действуют более 60% от числа областных фирм МСБ, которые вправе ждать от государства 120 млн руб. в виде кредитов, инвестиций либо иных форм финансовой поддержки. Виктор Маслаков, председатель комитета по экономике администрации, называет чуть меньшую цифру – 80-85 млн руб. ежегодно. То есть, если на сегодня в городе работает, по разным оценкам, от 17 до 21 тысячи малых предприятий, на каждое из них придется примерно 5,5 тыс. руб. в год.
Эксперты полагают, что государство может помочь малому бизнесу в обеспечении инвестиционными ресурсами, но довольно своеобразно. Речь идет не о выделении денежных средств, а о предоставлении предпринимателям на определенных условиях части государственной собственности. Например, сдаче имущества в аренду малым предприятиям на конкурсной основе.

Автор благодарит за содействие Филиппа Зигварта (екатеринбургское представительство Европейского банка реконструкции и развития), Вадима Константинова (екатеринбургское представительство инвестиционного фонда «США-Россия»), Евгения Копеляна (Центр содействия предпринимательству Свердловской области), Владимира Лобока (Ассоциация малого бизнеса), Виктора Маслакова (комитет по экономике администрации города), Анатолия Плоткина (Международный консультационный центр).
При подготовке материала использованы: предоставленное Ассоциацией малого бизнеса исследование Британского Совета/Фонда Ноу-Хау и доктора Роберта Арнота «Сектор МСБ в Свердловской области и Екатеринбурге», проект Британского Совета/Фонда Ноу-Хау «Стратегия развития МСБ Свердловской области на 1998-2000 годы», брошюра Международного консультационного центра «Методика процесса микрокредитования МСБ».