Меню

IQ больше не играет роли. Что на самом деле определяет, умен человек или нет

Иллюстрация: pixabay.com

Способность к неявному обучению важна для человека как воздух. То, что некоторые называют интуицией — на самом деле важнейшая способность разума замечать закономерности и детали.

Есть масса исследований того, как мы изучаем что-то преднамеренно, «явно». Например, списки слов или инструкции. «Неявное обучение» изучено куда меньше. Попросите ребенка пяти лет объяснить грамматические правила языка, и он не будет знать, что сказать. Однако он их хорошо знает: ведь он умеет говорить связными предложениями. Это бессознательное приобретение абстрактных знаний и есть пример «неявного» обучения, пишет The British Psychological Society.

Особенно большую роль неявное обучение играет для маленьких детей, но и взрослые очень от него зависят. Оно «признано базовой системой, которая лежит в основе обучения во многих областях, включая язык и музыку», отмечают авторы новой статьи, опубликованной в Cognition.

Предполагается, что между людьми существует небольшая разница в способностях к неявному обучению, ведь это эволюционно примитивная стратегия обучения. Но, хотя это базовая система, которая сильно влияет на наше функционирование в повседневной жизни, до сих пор было непонятно, насколько стабильна эта система для разных типов задач.

В последнем исследовании восполнены некоторые из пробелов. Стало понятнее, как работает интеллект, и как разные типы людей лучше подходят для определенных работ.

Прия Калра из Висконсинского университета и ее коллеги дали 64 здоровым молодым людям четыре вида заданий, которые требовали неявного обучения. В одном из них нужно было обнаружить искусственную грамматику (изучив наборы строк с буквами, построенными по неизвестным грамматическим правилам, участники должны были понять, какие строки в новом наборе «грамматически верны», а какие нет). Вторая задача требовала изучить, вызовет ли конкретная группа изображений тот или иной результат (участникам предоставили обратную связь, чтобы помочь разобраться).

В третьем задании люди должны были предсказать, где на экране появится круг, основываясь на предыдущем опыте, когда круг иногда появлялся в предсказуемой последовательности позиций, а иногда — нет. Четвертая задача заключалась в «неявном» изучении визуальных категорий: с помощью обратной связи нужно было поместить абстрактные визуальные стимулы в одну из двух категорий.

Читайте также: Школы препятствуют нашему обучению», — Сет Годин об образовании и излишнем беспокойстве

Явное обучение могло частично помочь в решении задач, но исследователи постарались проанализировать и принять во внимание его вклад для каждого участника.

Спустя неделю после первого испытания участники вновь выполнили разные версии заданий, а также прошли тесты на оперативную память, явное обучение (нужно было сознательно выучить список слов) и IQ.

В итоге в трех из четырех задач на неявное обучение исследователи обнаружили умеренную связь между начальным результатом участника и тем, насколько хорошо он проявил себя через неделю. Это говорит о том, что люди стабильно способны к обучению. Иная ситуация сложилась с искусственной грамматикой. Исследователи думают, что явное обучение «подорвало» неявное во второй части исследования.

Также удалось установить, что то, насколько хорошо участнику удавалось неявное обучение, не имело отношения к его IQ или результатам оперативной памяти. Это доказывает результаты более раннего исследования, в котором явное и неявное обучение связывали с различными областями и структурами мозга. Например, гиппокамп важен для явного обучения, а для неявного — нет, тогда как повреждение базальных ганглиев и мозжечка ухудшает неявное, но не явное обучение.

Эти данные подтверждают существование совершенно не связанных когнитивных способностей, — добавляют исследователи.

Это также показывает, что человек может быть умным по показателям тестов на IQ, но при этом неуспешным в неявном обучении, в отличие от человека с низким IQ. Исследователи отмечают, что для некоторых жизненно важных задач, таких как выявление едва различимых признаков опухоли во время медицинского обследования, способности к неявному обучению могут быть большим преимуществом.