Меню

Истоки «Тайной силы»

13 октября в Доме кино прошла премьера художественного фильма «Тайная сила». Для Екатеринбурга эта картина — событие знаменательное. Во-первых, местные кинематографисты балуют нас своими работами,

13 октября в Доме кино прошла премьера художественного фильма «Тайная сила». Для Екатеринбурга эта картина — событие знаменательное. Во-первых, местные кинематографисты балуют нас своими работами, прямо скажем, нечасто. Во-вторых, опыт создателей фильма оказался во многом уникальным. Например, это первый проект «Уралкиновидео-Центра», осуществленный полностью на негосударственные средства. Но обо всем по порядку. «Тайная сила» — современная мистическая мелодрама по мотивам сказов Павла Петровича Бажова. Сняла ленту режиссер Марина Казнина. Она же в соавторстве с продюсером фильма Людмилой Кукобой написала и сценарий картины. В 1995 г. Марина сняла на Свердловской киностудии свой дебютный фильм «Кулачные бои — дело полюбовное». Был успех, фестивали, призы, а затем —— вынужденное молчание. Мы попросили Маршгу Казнину рассказать, как складывалась работа над новой лентой.—               Как возникла идея фильма?
—                Когда вышел мой дебют, казалось: сейчас обо мне узнают, откроется масса возможностей. Но ничего не происходило. Время шло, и я поняла, что надо самой искать и продюсера, и драматурга. Я узнала про Людмилу Кукобу и решила с ней познакомиться. Я понимала, что мне надо ей принести какой-то сюжет. Как такового его не было, а было просто 10 страниц текста. Вот из них спустя время и вышла «Тайная сила».
Была проблема, которая меня очень волновала, — взаимное непонимание между поколениями. В набросках возникла тема трех женщин, представительниц разных поколений. Писать сценарий было некому, и я решила сделать это сама. Мы с Людмилой Кукобой периодически встречались, и в какой-то момент она предложила использовать для сценария сказы Бажова. Я стала читать и просто поразилась: беру сказ и понимаю, что эти слова говорит моя героиня. Кроме того, в материале мне нужен был некий мистический элемент, чтобы в развитии отношений между героями присутствовала природная стихия. К тому же в бажовских текстах просто заложена компьютерная графика. Так и получилось: я писала сценарий, а Людмила Сергеевна его строила. Она ведь сама профессиональный сценарист.
Мы очень волновались, когда показывали уже готовый сценарий наследникам Бажова. Но Ольга Павловна, старшая дочь писателя, очень тепло отозвалась о нашей работе. Она передала нам право на экранизацию сказов Бажова.
—             Когда готовился сценарий, уже было известно, кто будет финансировать съемки фильма?
—               Людмила Кукоба — генеральный продюсер «Уралкиновидео-Центра». Она как раз тогда занималась различными проектами, для которых создавала инвестиционное поле.
Поначалу мы рассчитывали, что инвесторы оплатят хотя бы половину бюджета. Остальное надеялись получить через Госкино. Вместе с другими проектами «Уралкиновидео-Центра» сценарий фильма отдали гендиректору завода ОЦМ Николаю Ивановичу Тимофееву. Через пару месяцев он утвердил финансирование бюджета всех проектов*. После этого события стали разворачиваться стремительно. Сценарий писали несколько лет, а фильм сняли — включая подготовительный и производственный процесс —за полтора года.
— Как подбирался актерский состав?
— Некоторые роли были сразу написаны на определенных актеров. Данилой-мастером я видела именно Андрея Егорова. Я с ним работала на своем первом фильме, потом он снялся у Вадима Абдрашитова во «Времени танцора». Не было сомнений, что роль матери главной героини сыграет Людмила Чурсина. Как мы нашли Нонну Гришаеву, исполнительницу главной женской роли, — забавная и немного мистическая история. Я совершенно случайно увидела по телевидению рекламу «Нашего радио». Помните, там девушка говорит мужским голосом на разные лады. Чем больше смотрела ролик, тем больше убеждалась, что это именно то лицо, которое мне нужно. Стали с продюсером искать координаты «Нашего радио» в Москве. Выяснилось, что его директор — Миша Козырев. А у него есть замечательная мама, Лилия Ефимовна, режиссер-документалист. Она работала на Свердловской киностудии, и я ее хорошо знаю. Так что нашли мы Нонну, используя наши уральские связи. Алексея Булдакова на роль Жабрея мы пригласили для солидности. Вы не представляете, что творилось в Сысерти, когда он появлялся на съемочной площадке! Иногда нам его приходилось прятать от поклонников. Булдаков с
* ОЦМ также полностью взял на себя финансирование производства анимационного фильма «Малахитовая шкатулка» (первый в России опыт работы в 3-D анимации, съемки проходят в Санкт-Петербурге) и документального кино «Все золото России» к 300-летию уральской металлургии.
Чурсиной стали в Сысерти просто народными героями прошлого лета.
— А где вы нашли такую замечательную девочку, которая сыграла Танюшку?
-               Эта роль очень непростая, поэтому поначалу мы искали героиню в детских творческих коллективах Екатеринбурга, но безуспешно. Пришлось через телевидение объявить конкурс. Даша Панкратова пришла в первый день. Сразу стало очевидно, что нам нужна именно она. Девочка на пробах совершенно не волновалась. Отвечая на вопросы, поднимала вверх глаза, и казалось, считывала откуда-то информацию. Работала она как настоящий профессионал. Теперь ее пригласили сниматься в детский сериал «Приключения Даши».
-                    В «Тайной силе» очень много спецэффектов. Пожалуй, в России пока никто не решался на подобный кинопроект. Не страшно было рисковать?
-                      Поначалу мы хотели заказать спецэффекты специалистам из Чехии, но что-то там не получалось по срокам. А я подумала: почему же мы всегда за границей пытаемся что-то найти, неужели у нас нет своих мастеров? Узнали про московскую студию «Синекстрим», которая занимается компьютерной графикой. Но, по сути, все эффекты придумал и разработал один человек из этой фирмы — Дмитрий Лозов. В свое время он сотрудничал с Universal, у него вообще очень серьезные контакты с американцами. На нашу первую встречу Дмитрий пришел с большой книгой и сказал: «Это — моя Библия». В этом огромном томе описаны все спецэффекты Голливуда. А насчет риска? Не было времени на размышления. Все придумывалось прямо на съемках.
С Нового года «Тайная сила» будет запущена в широкий прокат, а пока предстоит серия премьер: 29 ноября — в Московском Доме кино, затем — в Санкт-Петербурге, Челябинске и обязательно в Сысерти, где летом прошлого года проходили натурные съемки. Все деньги от проката продюсеры вложат в реализацию следующих проектов, посвященных Уралу.