Меню

«Памятники готовят под снос?» Исторические и культурные объекты Урала перенесут в «цифру»

Иллюстрация: презентация проекта визуализации

«Многие здания в таком плачевном состоянии, что скоро смотреть будет не на что». Екатеринбуржцам предложили альтернативный вариант сохранения культурного наследия.

СпецпроектForum 100+ Russia 2017

По данным Управления госохраны объектов культурного наследия Свердловской области, на территории Среднего Урала порядка 1,6 тыс. объектов культурного наследия, 600 из них — в Екатеринбурге. Многие памятники в плачевном состоянии. Чтобы сделать их привлекательными для горожан и гостей города и сохранить для будущих поколений, ведущий научный сотрудник ЦНИИП Минстроя России Юлия Бердюгина и замдиректора по развитию компании «Стройтэкпроект» Данил Бегичев предлагают использовать современные информационные технологии.

Речь идет о создании информационно-виртуальных моделей зданий. Это понятие впервые появилось в России в начале 2000-х гг. BIM-технологии (создание информационной модели) позволяют создать цифровую копию существующего или проектируемого здания, вкупе с виртуальной моделью создается эффект присутствия. Виртуализация наиболее активно используется в музейной сфере при создании виртуальных туров.

На форуме высотного строительства Forum 100+ Russia Юлия Бердюгина и Данил Бегичев представили пилотный проект информационно-виртуальной модели объекта культурного наследия — усадьбы Я.И. Панфилова на ул. Розы Люксембург в Екатеринбурге, созданный по чертежам реставраторов. Ознакомиться с результатом можно было, используя очки виртуальной реальности.

Данил Бегичев
Замдиректора по развитию компании «Стройтэкпроект»
Мы — проектировщики современных зданий, но у нас возникла идея по чертежам воссоздать модель памятника. BIM-модель предназначена для того, чтобы сохранить информацию о здании (даже если сам объект будет утерян), и решить вопросы его эксплуатации. Это формирует отношение к культурному наследию не как к музейной ценности, а как к объекту капитального строительства, имеющему свой жизненный цикл. Если здание утеряно, но восстановлено хотя бы в виртуальной среде, его можно будет посетить.
Юлия Бердюгина
Ведущий научный сотрудник ЦНИИП Минстроя России
Культурное наследие, к сожалению, остается привлекательным только для крупных инвесторов, которые имеют возможность вложить деньги в репутацию, благотворительность, имиджевые проекты. Бюджетного финансирования для физического сохранения всех объектов не хватит. Их очень много — около 150 тыс. на всю Россию, и каждый год выявляется еще порядка 10 тыс., в том числе, археологических. Попробовать применить к такому объекту технологии из нового строительства — это прорывная возможность. В BIM-ассоциации России поддержали эту идею.

Среди плюсов BIM-технологий инициаторы проекта называют возможность объединять всю информацию об объекте культурного наследия, контролировать проведение реконструкции, сделать прозрачными инвестиционные затраты на проведение работ, осуществлять мониторинг физического состояния объекта. Виртуальная же модель позволяет добавить интерактивности: воссоздать историческую среду и интерьеры.

Такие виртуальные модели могли бы использовать музеи, они позволят реализовать туристический потенциал области, сделать объекты культурного наследия доступными, заинтересовать школьников. Да, не обойтись без очков виртуальной реальности для каждого участника, но это позволит погрузиться в ту эпоху, отследить, какие изменения происходили с объектами. Этот потенциал можно использовать. Необходимо учитывать, что это дорогостоящие мероприятия, пока недоступные для массового внедрения, но застройщики уже используют такие модели для новых объектов. Со временем технологии подешевеют, и это станет интересным альтернативным вариантом для сохранения объектов культурного наследия, — отмечает Юлия Бердюгина.

Сегодня, по оценкам представителя «Стройтэкпроекта», использование BIM-технологий увеличивает стоимость проектных работ на 20-30% (виртуальную модель затем можно получить из информационной, и на стоимости это существенно не скажется).

Если говорить о реальной реставрации, то, по словам Юлии Бердюгиной, только на подготовительную работу для одного особняка, сопоставимого по площади с усадьбой Я.И. Панфилова, потребуется до 3 млн руб. (в эту сумму входят обмеры, научно-исследовательская работа, эскизный проект, экспертиза).

На вопрос DK.RU, не приведет ли использование информационных технологий к тому, что после виртуализации возникнет негласная возможность сносить памятники, представитель Минстроя отметила:

Я обсуждала этот вопрос с архитекторами-реставраторами. Если мы рассмотрим утопический вариант, такое может быть. Но нужно принять во внимание, что профсообщество и надзирающие органы такого не допустят. И я считаю, что на сегодняшнем этапе мы можем рассматривать это как альтернативный вариант сохранения культурного наследия, потому что очень многие объекты находятся в таком плачевном состоянии, когда мы можем вообще ничего не увидеть. Не будет даже обмерочных чертежей, чтобы создать хотя бы модель.

По ее мнению, поэтапное внедрение виртуальных моделей возможно через частных инвесторов, заинтересованные музеи и организации, которые занимаются развитием туризма.

Анна Асташкина, специально для DK.RU

Источник фото: портреты — сайт Forum 100+ Russia