Меню

«Из крайности в крайность». ИТ-сообщество обсуждает поисковик «Ростелекома»

В начале октября «Ростелеком» объявил о разработке новой поисковой системы Sputnik.ru, которая может быть запущена уже в 2014 г. Представители ИТ-сообщества разошлись в оценках инициативы госкомпании.

Поисковик начнет работу в первом квартале 2014 г., пишет газета «Ведомости» со ссылкой на неназванного источника в «Ростелекоме». Проект существует около трех лет, в активной фазе разработки — последние полтора-два года, за которые компания инвестировала в него $20 млн. Разработкой системы занимается компания «КМ Медиа», приобретенная «Ростелекомом» в 2012 г. По данным издания, сейчас госкомпания проводит собеседования с разработчиками из «Яндекса» и Mail.ru Group.

Новый поисковик будет продвигаться «на государственном уровне» и по умолчанию устанавливаться в органах власти и госкомпаниях, отмечает собеседник «Ведомостей». Впрочем, по его словам, поисковик не будет предусматривать фильтрацию неугодного государству контента, а для его продвижения среди пользователей будут использованы рыночные методы.

В «Ростелекоме» Sputnik.ru называют коммерческим проектом, отмечает портал Digit.ru, «однако в нем не будет использована рекламная модель бизнеса, когда существенная часть дохода получается за счет размещения рекламы». Ожидается, что это позволит проводить независимую от рекламодателей политику, что, по всей видимости, должно привлечь пользователей. Известно, что ставку планируется делать на продажу легального контента.

Информация о том, что российские власти вынашивают идею создания национального поисковика, ориентированного на государственные нужды, в российских СМИ появились еще весной 2010 г. Бюджет предварительно оценивался в $ 100 млн. Тогда утверждалось, что инициатором проекта являлся занимавший пост замглавы администрации президента Владислав Сурков.

Опрошенные «ДК» эксперты в оценках инициативы «Ростелекома» разошлись.

Александр Головин, CEO проекта BalaLIKEa:

— Вывод нового продукта не всегда связан с потребностями рынка. И в данном случае я не уверен, что среди населения есть спрос на новую поисковую систему. Не уверен, что она будет качественнее чем «Яндекс» или Google. Единстенный успешный сценарий — если новый поисковик закроет определенную нишу, связанную, например, с поиском информации по госучреждениям.

 

Леонид Глузман, директор скидочного сервиса Zina.ru:

— Создать поисковый движок — это решаемая задача для крупной компании, но создать из этого бизнес будет очень тяжело. В основе бизнес-модели «Яндекса» и Google лежит партнерская сеть из сотен тысяч сайтов, которые размещают пост-поисковую рекламу. Создать аналогичную партнерскую сеть практически невозможно, поэтому не думаю, что Sputnik.ru выйдет на прибыльную орбиту.

 

Антон Халиков, владелец компании NetAngels:

— Если «Ростелеком» реализует этот проект за свой счет, то флаг им в руки. У них денег много, и они могут себе это позволить. Я, правда, думаю что пользоваться спросом он будет только в принудительном порядке (мало ли, госорганы обяжут пользоваться только им).

А если деньги выделило государство, то я крайне негативно отношусь к этому. Во-первых, гарантировано ничего путнего не получится. Примеров уже масса: это и госуслуги, которые теперь потихоньку сворачивают, и портал «Российская общественная инициатива» (roi.ru), который, как оказалось, фактически не работает. А во-вторых, мне вообще не понятно, как в стране, где пенсионный фонд банкрот и пол-страны кидают на накопительную часть пенсий, можно ставить эксперименты «взлетит или не взлетит» за счет налогоплательщиков.

Всеволод Страх, генеральный директор интернет-магазина Sotmarket.ru:

— Специфика любого ИТ-проекта в том, что это крайне человекоемкое производство. Можно ли сейчас вложить $100 млн и создать новый Ozon.ru? Нет. Можно ли за год создать новый «Сотмаркет» и выйти на его обороты? Нет. И дело не в объеме инвестиций. А в команде, в ее потенциале. Это тем более справедливо для таких компаний, как «Яндекс» и Google. Поэтому, с одной стороны, мне хотелось бы пожелать удачи «Ростелекому», мне хотелось бы, чтобы у них все получилось. В целом это важный и нужный проект. Но я понимаю, что это годы и годы упорной работы. Выдержат ли?

Александр Докучаев, директор компании «Активные программы»:

— Я считаю, что разработка такого поисковика не в компетенции «Ростелекома»: ни один оператор связи в мире не занимается подобными проектами. Еще интереснее формулировка «ориентированный на государственные нужды». Какие нужды у государства в поисковике? Что государство там искать будет? Вывод: «Ростелекому» просто нужно получить денег от государства — более бессмысленного повода и придумать невозможно. Складывается впечатление, что руководство «Ростелекома» не понимает, зачем эта компания существует.