Меню

«К рулевому колесу его привело решение начать новую жизнь...»

В отличие от Адама Козлевича, современные автолюбители, даже стесненные в средствах, предпочитают товар «посвежее». Но желание сэкономить на приобретении такой дорогостоящей вещи, как автом

После двух лет работы в одном из московских гаражей он купил по случаю такой старый автомобиль, что появление его на рынке можно было объяснить только ликвидацией автомобильного музея. Автомобиль почему-то продавался с искусственной пальмой в зеленой кадке. Пришлось купить и пальму. Порода машины была неизвестна, но Адам Казимирович утверждал, что это «Лорен-дитрих». В виде доказательства он приколотил к радиатору медную бляшку с лорен-дитриховской фабричной маркой».

В отличие от Адама Козлевича, современные автолюбители, даже стесненные в средствах, предпочитают товар «посвежее». Но желание сэкономить на приобретении такой дорогостоящей вещи, как автомобиль, по-прежнему живо и одинаково согревает будущих водителей, независимо от их финансовых возможностей. Конечно, при нынешнем автоизобилии более или менее приличный «вариант, устроящий Вас со всех сторон», можно подыскать, не выезжая из родного города. Можно присмотреть автомобиль (причем уже растаможенный) в Выборге, Белоруссии. Или фиктивно устроиться матросом на Балтийский флот, автоматически получив право ввоза одной иномарки в год. Существует и другой, давно обкатанный путь. Возможно, более хлопотный, но, как утверждают, весьма эффективный — купить машину за границей.

«У вас есть автомобиль, и вы не знаете, куда ехать. У нас автомобиля нет, но мы знаем, куда ехать. Хотите, поедем вместе?»

На перекрестке автомобильного и туристического бизнеса возникла нового рода услуга — туры за автомобилями. И сразу снискала популярность в народе. На первый взгляд, все выглядит весьма заманчиво: кто же откажется и мир посмотреть, и с машиной вернуться? В действительности, такая поездка вряд ли покажется отдыхом. Впрочем, давайте по порядку.

Во-первых, планировать такое мероприятие стоит заранее, за месяц-полтора. За это время турфирма откроет визу (в данном случае — на въезд в страны Шенгенского соглашения: Германию, Голландию, Бельгию, Нидерланды, Люксембург, Францию, Испанию, Португалию сроком до 2 недель). Клиенту, при наличии загранпаспорта, придется «организовать» международные водительские права (что влечет за собой, как водится, сбор справок, уплату за них пошлин, фотографии и проч.).

Вверять судьбу своего будущего четырехколесного друга лучше турфирме, уже какое-то время потрудившейся на автониве и имевшей возможность проверить своих зарубежных партнеров. Екатеринбургские турагентства работают обычно через московские и петербургские специализированные турфирмы. Обращаться за путевкой напрямую в столичные агентства не имеет смысла: стоимость туров и у региональных контрагентов, и у туроператоров обычно одинакова.

Зато на местном уровне можно повыбирать: не слишком жесткая, но все же конкуренция побуждает агентства бороться за клиента. Обычно набор услуг для соискателей автомобильного счастья за пределами Отечества — стандартный. Формируется группа из 6-8 человек (в данном случае «сплоченный коллектив» будет только на пользу — в обратный путь своим ходом поедет уже целая автоколонна). Практикуется предварительная заявка с указанием марки машины, цвета, года выпуска, пробега, наворотов, стоимости — словом, всего, чего бы Вы желали увидеть в своем заграничном авто. За эту услугу могут не взять ничего, могут — до $50. В течение 7-10 дней по заказу турфирмы принимающая фирма найдет что-то подходящее под Ваше описание. Правда, бывалые люди говорят, что в 70% случаев предлагаемый вариант клиента не устраивает: на месте он без труда справляется с этой задачей самостоятельно.

В каждом случае агентство обещает Вам консультации при покупке и оформлении документов, услуги русскоязычного гида на все турне, и, конечно, многочисленные посещения тамошних торговых автоточек. Это могут быть частные автогаражи (что-то вроде наших автосалонов). Кстати, с хозяином автогаража легче торговаться, чем, например, с владельцем автомагазина. А товар там не хуже. Автосалоны советуют посещать покупателям побогаче: в основном там выставлены новые, дорогостоящие модели.

В стоимость тура, как правило, включается и цена обратного билета. Хотя в тех турагентствах, где я побывала, не припоминали ни единого случая, когда бы клиенту пришлось воспользоваться этим самым обратным билетом: все, понятно, отправляются на родину уже на личном транспорте. Зачем обратный билет, если им вряд ли воспользуешься? Во-первых, услуга по бронированию билетов в обоих направлениях обойдется дешевле, чем билет только «туда» для путешественника-одиночки. Во-вторых, в некоторых странах русского «безбилетника» могут запросто развернуть назад. Обычно там ревностно следят, чтобы после внесения посильного вклада в процветание их автобизнеса наш человек поскорее вернулся домой.

«Оригинальная конструкция, заря автомобилизма. Видите, Балаганов, что можно сделать из простой швейной машинки Зингера?»

Предлагаемое уральскими турфирмами географическое «меню» включает обычный ассортимент: Голландия, Германия, Бельгия, Финляндия, по индивидуальному заказу могут «подать» Францию или, к примеру, Швецию. В Польшу за иномарками давно не ездят (качество польского товара вообще вызывает сомнения, да и на ворованную машину легко нарваться). Тем временем, российский «адресок» у поляков уже переписали соседи.

Не слишком искушенному клиенту безразлично, в каком местечке старушки-Европы он купит автомобиль. Лишь бы подешевле (из-за чего, собственно, весь сыр-бор). Известно, что качество даже сильно подержанных машин там не в пример нашему. Но для специалистов и тех, кто едет за авто не в первый раз открываются маленькие секреты. Эксперты московской диагностической фирмы «ДЭКС» не советуют, например, покупать автомобиль в Германии. Немцы известны своей аккуратностью, все царапины, вмятины тщательно закрашивают. Там можно купить машину со скрытыми дефектами или после аварии. Клиент одного из екатеринбургских агентств недолго радовался немецкой машине за DM1500. Уже в дороге что-то «полетело», а по прибытии в город оказалось, что нужную деталь придется заказывать из-за границы аж за... $1000. Зато в той же Германии Вам могут... подарить машину. Правда, в том случае, если хозяину это будет выгодней, чем платить за место в автомобильной свалке.

В Голландии авто тоже выглядит, как правило, очень свежо. Но имейте ввиду: рядом море, повышенная влажность — значит, могут быть скрытые коррозийные повреждения кузова. Финны норовят подсунуть, особенно русским, что «себе не гоже», и весьма недешево при этом. А вот бельгийцы опускаться до закрашивания дыр не станут, продадут «тачку» такой, какая есть. Везде, если Вы покупаете подержанный автомобиль, за каждую мелкую царапину можно получить приличную скидку. Главное — определить, насколько дефект действительно опасен.

«В этажах выставочного салона, как в фокусе, было сконцентрировано все сказочное великолепие автомобильной Америки... но все портила вывеска с надписью «подержанные автомобили»

В большинстве местных турфирм, организующих туры за автомобилями, клиентов познакомят с приблизительными ценами на европейских авторынках. Понятно, что они зависят от множества факторов, но разобраться в этой «кухне» можно только побывав на рынках «очно». Большая часть туристов едет за новыми отечественными машинами в реэкспортном исполнении. Серьезный аргумент «за»: в этом случае не придется платить бешеные таможенные пошлины (вся растаможка по прибытии — около 35 тыс. руб.). Правда, если захочется в течение двух лет автомобиль продать или подарить — раскошелиться уже придется.

Круговорот ВАЗов в природе — вещь для потребителя непонятная: пожалуй, Россия — единственная страна, граждане которой вынуждены летать за тридевять земель, чтобы купить автомобиль собственного же производства! Зарубежные коммерческие фирмы получают «Жигули» чаще в виде оплаты за какую-либо сделку по бартеру. После чего вся партия стоит в упаковке год в ожидании официального разрешения на продажу. Новый ВАЗ 21099 можно купить в Стране тюльпанов за $6-7 тыс. Даже с учетом дорожных расходов это на $2-3 тыс. дешевле, чем на его исторической родине (отпускная цена завода около $11,5 тыс.). Подержанные «Жигули» на рынках в Венгрии тоже недороги: цена «девятки» 1988-92 гг. — в диапазоне $3-4,3 тыс.

Покупают и иномарки. По наблюдениям менеджера турфирмы «Интурцентр» Дмитрия Малькова, екатеринбуржцы питают слабость к новым и подержанным Volkswagen, BMW, Volvo, в последнее время заинтересовались джипами (Mitsubishi, Opel). Купив 3-4-летний Volkswagen, можно сэкономить около $2 тыс. В турагентстве «Арас», где с сентября прошлого года активно развивается «автомобильное направление», тоже спрашивают новые джипы («Митсубиси-Паджеро», американский «Гран-Чероки» — $35-70 тыс.).

Профессиональные перегонщики и опытные челноки-одиночки прекрасно ориентируются в таможенных тарифах и рыночной конъюнктуре. Посылающие своих гонцов за партиями автомобилей автосалоны обычно имеют свои «выходы» на местную таможню (самый распространенный способ растаможки — через льготников (спортсмены, чернобыльцы).

Растаможенная по обычным правилам иномарка (особенно с большим объемом двигателя) «прибавит» в ценовом «весе» наполовину. Индивидуалу (свежеиспеченному владельцу иномарки) «поиграть» с таможней вряд ли удастся. Придется выкладывать либо по 5 ЭКЮ с «кубика», либо платить пошлину по сложной формуле с НДС — результат будет приблизительно тот же.

К примеру BMW-трехлетка при объеме двигателя более 2000 куб. см и «природной» ценой в $18 тыс. законно въедет на уральские просторы уже при стоимости в $30 тыс.

По приблизительным подсчетам, около 1000 «зеленых» составят накладные расходы (собственно тур, обратный ход, питание, ночлег, бензин и непредвиденные траты, о которых ниже).

«Закрытый серый «кадиллак», слегка накренившись, стоял у края дороги. Природа, отражавшаяся в его толстых полированных стеклах, выглядела чище и красивее, чем была в действительности»

Если клиенту (а чаще это люди весьма состоятельные) ездить «по Европам» некогда, а иметь заграничный транспорт хочется, можно воспользоваться услугами перегонщиков — профи. В Екатеринбурге, пожалуй, такого заказчика возьмется обслужить только агентство «Арас» (кстати, здесь уверяют, что пятая часть клиентов фирмы такой услугой охотно пользуются). Агентство — родственная структура одноименного автосалона «Арас ЛТД», что многое объясняет. «В боевом арсенале» — опытные перегонщики, знающие маршрут «автопробега» от и до. Рисуйте портрет вожделенного транспортного средства, платите $2 тыс., оформляйте доверенность на право приобретения машины (в документах владельцем будете фигурировать Вы). Остальное — не ваша головная боль: авто Вам доставят, что называется, к парадному подъезду.

С зарубежным партнером и владельцами автомагазинов и гаражей агентство имеет договоренность о прохождении полного техосмотра с компьютерной диагностикой каждого приобретаемого перегонщиком автомобиля. «Гонец» перестраховывается, ведь товар дол-жен доехать до хозяина в целости и сохранности.

Если Вы все же надеетесь только на себя, нелишне запастись советами знающих людей. В роли главных «гидов» в нашем «путешествии» были: заведующий турагентством «Арас» Валерий Бержановский, директор фирмы «Ветта-тур» Наталья Бурцева, менеджер по загрантуризму турфирмы «Контур» Елена Бортяж. А также — личные впечатления и оценки «дилетантов», слухи и даже «железные» факты.

«Может быть, мы с приятелем желаем совершить деловую поездку? Может быть, мы желаем именно эх-прокатиться?»

...Самое любопытное начинается, когда Вы остаетесь со свежеиспеченным личным авто один на один. С момента оформления документов купли-продажи, маршрутной карты и выдачи транзитных номеров турфирма-опекун теряет к Вам всякий интерес.

Уже при оформлении бумаг (если дело происходит в Голландии) обратите внимание на... цвет выданных номерных знаков. Белые действуют только на территории Голландии и всего один день. «Зеленый коридор» на границах обеспечат только номера с желтым фоном. Транзитные номера действуют на всем протяжении маршрута Голландия-Германия-Польша-Белоруссия-Россия. Обычно выдаются бумажные номера (крепятся на лобовое стекло), «металлические» облегчат карман долларов на пятьдесят. Ваш автомобиль обязательно «простреливается» полицейским компьютером. После чего Вы уверены — машина «чистая», в розыске не значится.

Бытовые мелочи перегонщиков особенно не волнуют, тем более, что проблем с питанием, ночевками, заправкой в благополучной Европе не возникает (придорожные мотели — в среднем $15-20 за ночь и автозаправочные станции здесь на каждом шагу).

Доставка машины в Россию может идти по нескольким схемам: из Голландии паромом до Санкт-Петербурга ($500-600), трейлером до Москвы ($650-750), грузовым автовозом на 8 автомобилей ($7,6 тыс. до Москвы). Но, похоже, наши автомобилисты уверены, что риск — благородное дело, и добираются на родину своим ходом. Чаще в колоннах по 3-4 машины.

«Среди миллионов автомобилей мы пролетели от океана до океана, — песчинка, гонимая бензиновой бурей»

В. Бержановский: — Осенью мы из Голландии гнали машины на продажу для автосалона. Купили, например, «семерку» BMW за $8,5 тыс., с растаможкой и накладными расходами она обошлась всего в $13 тыс. Голландию, Германию по скоростному автобану проскочили быстро, часов за 20. Первая задержка — у польской границы. На территории Польши раза два останавливали полицейские — проверка документов и машины через компьютер. Надо сказать, что теперь в Польше дорожная полиция ведет себя корректно и вежливо. Тем не менее выбегать из машины и «кланяться» полицейскому, заведомо чувствуя себя виноватым, как мы привыкли делать в России, не советую. Это может быть расценено как нападение. Документы лучше держать во внутреннем кармане: если начинаешь искать их в «бардачке» — могут понять неправильно. Вообще, Польшу стараются проехать быстрее, опасаясь местного рэкета (кстати, там и наши «гастролеры» встречаются).

На границе — очередь к таможенному пункту. Даже на беглый взгляд — суток на трое. Наш опытный товарищ знал, кому и сколько дать. Собрали по 30 марок с машины.

Н. Бурцева: — Летом такса увеличивается до $30 «с носа». Обложить данью русских перевозчиков не прочь и польские «зеленые». Дежурный повод: ваши выхлопы загрязняют нашу атмосферу. Размеры «экологического» сбора непредсказуемы, но по опыту известно, что ответ типа «денег нет» воспринимается поборниками здорового образа жизни нормально. Благо, очередь длинная: кто-нибудь да раскошелится.

В.Б.: — Зато на белорусской границе такса снижается. «Таможня дает добро» тысяч за 20 (рублей, конечно). При месячном жаловании белорусского таможенника в $70 и это неплохой приработок. Хотите большего комфорта — заплатите чуть больше: «служивый» лично сядет за баранку вашего авто и под завистливые взгляды очередников отбуксирует через границу. Правда, как на любой границе, правила таможенного досмотра незыблемы: нельзя, например, провозить с собой больше 20 л заграничного бензина (при полном баке).

К знаменитому российскому рэкету на дорогах мои собеседники особых претензий не высказали. По крайней мере утверждают, что до Москвы можно ехать спокойно.

В.Б.: — С перегонщиками-профессионалами рэкетиры обычно не связываются: ребята те крепкие, за себя, если что, и с монтировкой постоять смогут. Колонне тоже редко кто «на хвост сядет». Приличная иномарка с 8-цилиндровым двигателем развивает скорость 250 км/ч: от любого «хвоста» оторвешься. Кстати, рэкетиры у нас большие патриоты и почти всегда «оснащены» отечественными «девятками».

На джентльменов удачи производят впечатление свердловские номера. Причем чем дальше вглубь России, тем более сильное. По негласному «закону дороги» наш с вами земляк — персона почти неприкасаемая (мало ли на какую «крышу» можно с разбега напороться!). По крайней мере, челябинский рэкет, охраняющий уральские «ворота», чтит эту статью «дорожного кодекса». Открою небольшой секрет: перед выездом в Голландию нам посоветовали на всякий случай захватить номерные таблички от личных автомобилей. Знаете, помогло: по российской территории ехали почти без приключений. Доблестное ГАИ к екатеринбургским номерам на транзитных автомобилях относится с пониманием.

Автоинспекция, кстати, без дела не тормозила. Был, правда, инцидент, поводом для которого с нашей стороны послужило небольшое нарушение. Проводили на пост, вежливо предложили кофе. После светской беседы мы ненавязчиво поинтересовались, почем нынче в «заведении» кофе. Радушные хозяева спросили: «По 70 тысяч за чашечку Вас устроит?». Нас устроило...

Тем из «гонцов», кому везет меньше, дорога от Москвы до сердца Урала может обойтись тысяч этак в 300. Сущий пустяк по сравнению с удовольствием, которое испытываешь от благополучного возвращения домой.

Одним словом, если Вам вздумается, как герою Ильфа и Петрова, начать новую жизнь «с руля», обращайтесь по указанным в таблице адресам. Итак, на старт, внимание... Поехали.

В материале использованы цитаты из произведений И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок» и «Одноэтажная Америка»