Меню

Как борются с жилищным кризисом за рубежом

В России придумали, как подхлестнуть интерес граждан к приобретению квартир, и сделали это при помощи ипотеки с господдержкой. За рубежом эти проблемы решаются по-другому.

The New York Times опубликовал материал о том, как правительство небольших городов в Калифорнии и их население борются с жилищным кризисом в области. Власти некоторых городов предлагают перестраивать старые здания, а другие считают, что региону необходимо построить больше офисов.

Если есть вопрос, по которому все жители Калифорнии могут прийти к единому мнению, то это цены на жильё в штате. За последние несколько лет стоимость покупки или аренды недвижимости стала такой высокой, что без её обсуждения не проходит ни одна дискуссия — ни об уровне бедности в штате, ни об огромном количестве жилых трейлеров, припаркованных на улицах Кремниевой долины.

Руководство городка Маунтин-Вью намерено бороться с этой проблемой. Правительство штата планирует увеличить количество доступного жилья на 50%. Для этого власти хотят застроить, к примеру, кварталы вокруг кампуса Google.

«Мы должны обеспечить горожан жильём — в области жилищный кризис», — отмечают в городском совете Маунтин-Вью. «Этот тезис кажется очевидным, но в других районах чиновники не торопятся расселять семьи в новые квартиры. Они заинтересованы в строительстве офисных зданий для компаний, которые приносят деньги в бюджет, а не в обеспечении домами жителей, которые этот бюджет только разрушают», — пишет The New York Times.

По мнению журналистов, действия властей Маунтин-Вью говорят о том, что цены на жильё достигли той точки, когда жить в области не могут себе позволить даже высокооплачиваемые технические специалисты.

Медианная стоимость дома в округе составляет около $1,4 млн. По данным исследования компании SmartAsset, чтобы позволить себе арендовать двухкомнатную квартиру, житель Кремниевой долины должен зарабатывать не менее $150 тысяч в год. Примерно столько же нужно зарабатывать, чтобы купить дом в Долине в кредит.

Всего в Маунтин-Вью проживает около 80 тысяч человек. Действия властей, замечает издание The New York Times, также демонстрирует, что решение жилищного кризиса будет идти скорее не от управляющих органов мегаполисов вроде Сан-Франциско и Лос-Анджелеса, а от небольших городов на окраинах.

«Раньше высокие цены на жильё задевали только бедные слои населения и безработных. Теперь стоимость выросла настолько, что чиновники, которые обещают взяться за строительство новых домов, могут практически только за счёт этого выигрывать на местных выборах», — замечают жители Калифорнии.

«Хотя мысли талантов Кремниевой долины устремлены в будущее, географическая ситуация здесь напоминает далёкое прошлое. Любой сотрудник Facebook или Google вынужден каждый день тратить часы на дорогу до офиса. Многие работники замечают, что хотели бы жить ближе к офису, но кампусы ИТ-компаний обычно располагаются в пригородах вроде Маунтин-Вью, а власти таких регионов против плотной городской застройки», — объясняет The New York Times.

Самый глубокий жилищный кризис, замечают журналисты, испытывает пригород Пало-Альто. Однако вместо того, чтобы увеличивать количество жилья, власти пытаются сдерживать рост количества рабочих мест в регионе. В другом городке неподалеку от Сан-Франциско — Брисбене — правительство отказало в реализации плана застройки, который предполагал строительство 4000 единиц недвижимости и нескольких офисов, заявив, что городу нужно построить офисы на 15 тысяч работников, а жильё пока не нужно.

Да, тратить деньги на жильё — ненадёжно и несправедливо. И каждый город в Калифорнии надеется, что решением проблемы займётся кто-то другой.

Жители региона решают проблему по-своему. Например, Ребекка и Стивен Каллистеры — молодая пара, живущая в Маунтин-Вью, — устроила себе дом в трейлере. Этот трейлер стоит на улице в окружении других передвижных домов — их набралось на целый парк. В основном в трейлерах живут пенсионеры или молодые работники технологических компаний, замечает The New York Times.

Фото: http://www.nytimes.com/

Стивен Каллистер — разработчик в LinkedIn. «В большинстве других мест планеты он мог бы купить себе целый дом», — пишет издание. Но он не покупает жильё в Маунтин-Вью по двум причинам: цены на недвижимость слишком высоки, а всё, что может себе позволить семья, находится слишком далеко от офиса. Поэтому Каллистеры живут в трейлере неподалёку от офиса — так Стивен получает возможность проводить больше времени со своей женой и двумя детьми.

«Мы шутим, что это единственный трейлер-парк в мире, у которого на парковке стоят Tesla и Mercedes. Так выглядит новый средний класс в Калифорнии», — говорит Ребекка Каллистер.

В ближайшее время городской совет Маунтин-Вью планирует построить около 10 тысяч новых единиц недвижимости. При этом строить их будут в районах, где пока не так много жилья, зато большое количество офисов технологических и других компаний. Власти также планируют перестроить пустующие офисы в пригодные для жилья дома.

Такую же стратегию взяли на вооружение и другие города в области. Например, руководство Саннивейла задумало перестроить старый железнодорожный вокзал — в нём появятся и квартиры, и офисные пространства. Власти Менло-Парка собираются построить новые дома на земле, которая раньше принадлежала промышленным предприятиям, — неподалеку от офиса Facebook. В Сан-Матео уже перестраивают пустующий ипподром.