Меню

Как из девочек в России делают «мисс Совершенство» и почему это вредит им

На девочек давят со всех сторон: чтобы соответствовать критериям успеха, их заставляют вступать в гонку достижений, зачастую не интересуясь их мнением. Это может плохо повлиять на здоровье ребенка.

В России девочки из хорошей семьи должны соответствовать образу Василисы Прекрасной, то есть быть успешными во всем, говорится в докладе социолога ВШЭ Ольги Исуповой «Взросление девочки в атмосфере «интенсивного материнства»: ученицы «лучших» школ больших городов». Общество, школа и семья навязывают девочкам жесткую гонку за достижениями, которая может привести не к тому успеху, о котором мечтают сами девочки.
 
В школах, которым нужны высокие места в рейтингах, девочек побуждают участвовать в олимпиадах и творческих конкурсах, принося дополнительные баллы, при этом учеба на отлично считается «рутинным» достижением. Матери зачастую строят для дочерей «путь к успеху» и принимают решения за них, а также критикуют девочек за оценки, внешний вид и времяпрепровождение. В результате дочери устают от строгости и ограничений, и близкие отношения с родителями не складываются. Общество же навязывает девочкам гламурную красоту, профессиональные достижения и успешную личную жизнь, и предполагается, что нельзя отбросить ни один из элементов.
 
«По сути, школа, семья и общество в отношении девочек исходят из максимы: «Если успех, то обязательно во всем», — отмечают исследователи. 
 
Фобия отсутствия успеха у дочерей порой оказывается сильнее сочувствия, добавляют во ВШЭ. При этом сами девочки часто оправдывают давление семьи, отмечая, что те хотят для своих детей самого лучшего. Но, хотя девочки считаются более послушными и прилежными, им дают гораздо меньше свободы, чем мальчикам. 
 
В хороших школах ожидают, что родители поддержат погоню дочерей за успехом, и могут давить на девочек через матерей, настаивая на постоянных личных занятиях с ребенком. Но выполнять все школьные требования без ущерба для здоровья не всегда возможно, а большой объем заданий часто становится причиной истерик. 
 
При этом успех, ради которого тратится столько сил, часто оказывается абстрактным: девочкам приходится «прилагать сверх-усилия в условиях непонятных задач».
 
Чтобы выйти из этой ситуации, необходимо сопротивление навязчивым установкам, но как именно, исследователям пока неясно.