Меню

«Какой CRM? Тетрадку в клетку никто не отменял». Плюсы и минусы бизнеса в Испании

Иллюстрация: личный архив Ольги Нагайцевой

Большинство российских предпринимателей хотят открыть в Испании кафе или магазин, хотя там стоило бы расшевелить местный бизнес качественными b2b-сервисами.

 
Ольга Нагайцева, возглавляющая консалтинговый центр в Москве, пять лет назад купила дом в Испании и переехала туда с семьей, а потом создала за границей агентство «Практики Испании», помогающее российским мигрантам адаптироваться в этой стране. Она уверена: переехать в Испанию, получить вид на жительство и найти работу или открыть там свой бизнес несложно —  эта страна очень дружелюбна к приезжим. Куда сложнее привыкнуть к особенностям менталитета местного населения и нюансам ведения бизнеса.
 
— В России предпринимателя учат жить все: чиновники, телевизор, клиенты, партнеры, даже бабушки у подъезда. Количество желающих рассказать, что ты делаешь не так и как надо делать «так», зашкаливает. Если воспринимать все это более-менее всерьез, то быстро начинаешь ощущать себя лузером и думать, что твое место — за кассой в супермаркете. В Испании ситуация диаметрально противоположная: уважение к чужому труду безгранично. Здесь с уважением относятся к представителю любого ремесла, будь то цветочник, сантехник или официант в ресторане, а уж предприниматель тут –  точно статусный член общества, даже если это владелец крохотной будки по ремонту обуви или мини-холодильника с мороженым. 

Бизнесом в Испании можно заниматься в любом возрасте. После жизни в России, где царит жесточайшая дискриминация по возрастному признаку, это по-настоящему восхищает.

Здесь человека после пятидесяти не воспринимают как сбитого летчика, ты в свои полвека с гаком можешь запросто пойти учиться бизнесу — и тебя все будут поддерживать. Причем, не только родные, друзья и соседи, но и государство. Здесь государство —  не злобный цербер и не упырь-соковыжималка. Если ты решил открыть бизнес, тебе предоставят вполне реальные преференции и не будут мучить бесконечными проверками. Они — проверки — здесь вообще проходят скучно, планово и без стресса.  
 
Впрочем «без стресса» — это вообще девиз в Испании, и его оборотная сторона вызывает у привыкшего к российским реалиям предпринимателя раздражение. Решить тут любой — даже деловой — вопрос быстро не получится. И количество прикладываемых для ускорения процесса усилий не всегда влияет на успешный результат.

Испанский сервис не клиентоориентированный, а философский: этот клиент сбежит, придет другой. 

Скорость реакции на обращения — несколько дней минимум. Или никогда. Поэтому банк может в течение месяца оформлять счет предпринимателю из России и так и не оформить, будто ждет — а вдруг бизнесмен передумает, и вопрос решать все-таки не потребуется. 
 
Все это накладывается на «сиесту», разбивающую рабочий день на две части — с 9 до 14 и с 17 до 21. Конечно, ты можешь продолжать работать иначе, но банки после обеда закрываются, на звонки во время сиесты отвечать не будут, а визит в «тихий час» в контору сочтут хамством. Зато и к вашим опозданиям на 20-30 минут отнесутся со снисходительным пониманием. 
 
Микробизнес в Испании повсеместно работает без договоров. Рассчитывайте на то, что до 30-40% безнадежной дебиторки по уже отгруженным услугам и согласованным счетам — это плюс-минус средний результат. Дело в том, что по закону счета можно оплачивать в течение трех месяцев, в результате услуги оказаны, а оплаты нет — и клиент имеет полное право ждать эти три месяца. А ты в это время ломаешь голову над вопросом «как работать без оборотки». Средний и крупный бизнес, к слову, не слишком отличается от «малышей».
 
Доказывать свои права по договорам теоретически можно, но практика дает немного поводов для оптимизма: судебные разбирательства только затянут дело, а «продавливать» скандалом — себе же хуже. Изобразят оскорбленное достоинство, а при случае — еще и отомстят. Тем не менее, как это ни удивительно, бизнес в Испании продолжает крутиться, хоть и в таком непривычном для россиянина виде. 
 
Вообще, после России с ее, будем объективными, продвинутой ИТ-индустрией и качественными B2B-сервисами, в Испании предпринимателю поначалу становится слегка не по себе.  
 
Например, качество услуг сотовых компаний и предприятий ЖКХ  — ниже плинтуса, повсеместно практикуется отдельный способ заработка на условиях, прописанных в договорах мелким шрифтом. Не вляпаться невозможно. Бороться с этим нельзя. Сотрудники этих компаний — как Штирлиц, всегда отмажутся и сверх того навяжут какие-нибудь дурацкие услуги, отказаться от которых — отдельный квест. Как правило, без изматывающей переписки с юристами дело не решить.
 
Отдельную и очень печальную песню можно посвящать программному обеспечению для бизнеса. Уровень программ очень низкий, уровень ожиданий от них — тоже.
 
Облачные сервисы по управлению логистикой? Нет, не слышали. Автоматизация учета? Зачем, ведь есть же Excel, да и старую добрую тетрадку в клетку еще никто не отменял. CRM? Ну, в общем, вы поняли.
 
Интересно, что большинство русских предпринимателей, которые обращаются к нам с запросом на консалтинг по запуску бизнеса в Испании, в первую очередь думают о собственном кафе-ресторане, цветочном или продуктовом магазине, туристическом бюро или клининг-сервисе. А, возможно, более серьезные деньги находятся как раз в сфере B2B-сервисов и автоматизации бизнеса. Правда, для этого нужно убедить в их полезности консервативных испанцев. А это нелегко.