Меню

Катастрофа корпоративного масштаба: как «в тени» остается 50% воровства в бизнесе

Олег Щербатых. Иллюстрация: Личный архив

Почему в вашей компании незаметно растет число воров, и как с этим можно по-настоящему серьезно бороться — истории из практики от Олега Щербатых, президента «Уральской ассоциации полиграфологов».

Олег Щербатых, президент «Уральской ассоциации полиграфологов»:

У одного крупного российского банка была в свое время рекламная кампания под девизом «Честным быть выгодно». Серия рекламных роликов этого банка строилась вокруг того, чтобы показать зрителям жизненные ситуации, в которых сами зрители наверняка бы соврали, в которых соврать кажется всеми принимаемым выходом. А герой ролика неожиданно говорил правду и получал бонус. К сожалению, кампания была и прошла, а вот проблема осталась.
 

В подавляющем числе корпоративных культур в российском бизнесе ложь — нормальная, и часто даже поощряемая, практика.

 
Руководители компании не понимают, что, поощряя маленькую ложь, допуская такую ложь, они взращивают катастрофическую культуру — культуру воровства и безразличия. А это уже имеет не моральные, а очень и очень материальные последствия. 
 
Я профессионально занимаюсь расследованием и предотвращением преступлений в бизнесе, и меня все больше и больше интересует проблема — как в головах людей формируется и крепнет уверенность, что красть можно? Почему они решают, что рассказывать о преступлении другого — сомнительное решение, и лучше не лезть не в свое дело? 
 
Возьмем, к примеру, случай из практики. Продуктовый магазин, сотрудники которого считали, что, раз они работают без обеда, можно взять себе бесплатно продуктов, выбрать колбаску подороже или рыбку копченую, а может, и маленькую бутылочку коньяка в конце рабочей смены коллективом выпить. И никто из пяти продавцов не считал это зазорным, и даже вопросы про воровство их особо не волновали, каждый из них считал это мелочью, недостойной внимания. Никто из них, съедая продуктов на 100-150 руб. в день, не считал себя вором, а на вопрос: «Как же недостача?» отвечали, глядя честными глазами: «А мы ее перекрываем — где-то покупателю поменьше завесим, где-то товар подороже продадим». 
 
Как это отражается на имидже магазина, никого особо не волновало, но бизнес начинал нести убытки гораздо более серьезные, чем кажется. Потому что клиенты, постеснявшиеся поднимать скандал, больше в этот магазин не ходили и своим знакомым не советовали. Соответственно, выручка падала, магазин нес не только прямые убытки, но и репутационные. И главное — никто из работников не считал, что делает что-то плохое. 
 
А бывает, люди чем-то обижены, считают, что им мало платят или что они перерабатывают, но боятся сказать об этом руководству: лучше они соврут, лишний раз улыбнутся, ведь правда не приветствуется. И тогда они начинают из собственных эгоистичных соображений добирать деньги, продукты, излишки товара, оправдывая себя тем, что это руководство им не доплачивает или много с них требует. Такие и называют причины: мало платят или плохо относятся. А на вопрос — почему же вы тогда здесь работаете, почему бы вам не поискать работу с более высокой мотивацией — отвечают, что везде так.
 

В лживой культуре существует уверенность, что руководитель — всегда самодур или жадина, мол, все начальники хотят, чтобы работник много работал и мало получал. 

 
Моя хата с краю: работая над расследованием преступлений, приходилось сталкиваться с людьми, которые сами не принимали участия в преступлении, но знали, кто его совершил или кто причастен. Но получить от них помощь в расследовании никак не получалось. Они считали: «раз я преступления не совершал, то я и непричастен, а помогать я никому не обязан». Мотивация этих людей простая: я — не стукач. Это можно понять, когда работаешь с рецидивистами или людьми, которые отбывали наказания в местах лишения свободы. Мол, им «по статусу» не положено помогать сотрудникам полиции или администрации (если они это делают, то только тайком). Но невозможно понять, почему так поступает работник, который получает зарплату на предприятии, и почему он так наплевательски относится к материальным ценностям компании.
 

Я в случаях желания отсидеться, не рассказывать о преступлениях других, всегда напоминаю людям: первой начинают гореть те хаты, которые с краю.

 
Иногда люди боятся сказать правду, потому что им кажется, что воруют все вокруг. На предприятии, производящем молочную продукцию, группа людей в сговоре специально понижали жирность молока, которое шло в продажу, а излишки продукции сбывали по «серым» схемам. Недостач на предприятии не было, все выглядело нормальным, были ли претензии от покупателей по поводу качества молока, мне доподлинно неизвестно. И все бы это продолжалось еще долгие годы, если бы однажды ко мне не попала бывшая сотрудница этого предприятия, которая и рассказала об этих схемах. Она уже не работала в компании, и, устраиваясь в другую организацию, поделилась со мной, что и как происходило на заводе. Я спросил у нее, почему она не сказала об этом руководству или службе безопасности компании. Ее ответ был следующий: она боялась этих людей, прямого доступа к директору у нее не было, она не знала точно, была ли служба безопасности «в доле», кто именно получал с этого прибыль. В итоге она решила для себя, что ей проще уволиться, чем поднимать это вопрос. 
 
Таких случаев в моей практике десятки, если не сотни, и везде одно и то же. Я, конечно, понимаю, что выгляжу несколько наивно с призывами бороться с ложью, но ведь я говорю не про абстрактную честность.
 

Я говорю о том, что, если вы как руководитель приложите усилия для формирования в своем бизнесе корпоративной культуры, укрепляющей роль открытости, честности, вы сможете избежать гигантского количества реальных и потенциальных рисков.

 
Сможете сэкономить миллионы рублей. Задумайтесь над этим вопросом, проанализируйте, как и что стоит изменить в корпоративной культуре компании, и для вас лозунг «честным быть выгодно» обретет всю полноту его материального смысла.