Меню

«Классические» школы доживают свой век?

Иллюстрация: DK.RU

Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов заявил, что в течение 5 лет его университет полностью откажется от чтения лекций. Отправятся ли традиционные школы на свалку истории, или слухи об их гибели преувеличены?

Рынок онлайн-образования растет год от года. Кажется, в таком формате сегодня можно обучиться чему угодно — от рисования до программирования и даже управления бизнесом (с получением диплома MBА). «Смерть» классического формата обучения, когда преподаватель и слушатели встречаются в аудитории, представляется скорой и неизбежной.

Так ли это? В каких случаях онлайн-образование — альтернатива классическому формату и в каких нет? Как застраховаться от профанации, выбирая школу или курсы, ведь предложений — миллион. Руководители двух бизнес-школ, в которых есть обучение и в классическом очном и в онлайн форматах, поделились своими наблюдениями.

Уйдет ли все бизнес-обучение в онлайн?

 

Ольга Жигальцова, генеральный директор «Центра Бизнес-Образования»:

— Если необходимо получить информацию, концентрированно, в удобное для тебя время, то онлайн-образование — альтернатива классическому формату. По мере продвижения и погружения в тему необходим «живой» контакт с учителем, поскольку появляются вопросы, сомнения, желание поспорить. И что делать, если образовательный проект породил десять тысяч таких желающих?

Учитель — определяющий «фактор» в том, насколько глубоко будет освоен предмет. К тому же живой контакт — сильный мотиватор. Разве человек в телевизоре вызывает у нас те же эмоции, что и рядом стоящий?

Бизнес-образование не уйдет полностью в онлайн, как и не исчезли велосипеды, парусные яхты, электронные лампы, фотопленки и собачьи упряжки. Онлайн-образование — современный тренд, дополнение, но не панацея.

СПРАВКА

 
«Центр Бизнес-Образования (ЦБО)» — это площадка авторских, образовательных программ для развития бизнеса. Год основания – 1996. Лидер на российском рынке краткосрочного бизнес- образования. В настоящий момент в ЦБО представлено более 250 программ с участием ТОПовых экспертов: от коротких мастер-классов и тренингов до двухлетней Программы МВА с московской международной высшей школой бизнеса «МИРБИС».
 

Алексей Колоколов, директор «Института бизнес-аналитики»:

— Я не планировал быть бизнес-тренером, сначала обучал только клиентов «Института бизнес-аналитики» делать отчеты в аналитических системах, которые мы внедряли. Есть методические принципы (об этом я написал книгу «Дашборд для директора») и конкретные техники работы с данными, создания отчетов в разных программах. Позднее я стал выступать на конференциях, проводить мастер-классы по визуализации данных. Из этого выросло образовательное направление нашего бизнеса.

Раньше я относился к онлайн-обучению скептически, да и сейчас считаю очный формат более эффективным. Однако, работая на федеральном уровне, без него не обойтись. Большинству людей сложно и дорого вырываться на несколько дней в Екатеринбург или Москву, где я преподаю. Понимая это, несколько лет назад мы решили запустить онлайн-программы. Они востребованы: в 2019 г. у меня прошли обучение 1100 человек, из них порядка 700 в онлайн-формате и 400 — в традиционном.

Видео-уроки — лишь верхушка айсберга. Огромный пласт работы связан с администрированием, кураторством, проверкой домашних заданий. Некоторые наивно полагают, что можно записать курс и дальше зарабатывать на нем, не особо напрягаясь. Уверяю, это миф. 

СПРАВКА

 
10 лет назад на базе УрФУ была создана исследовательская компания, занимавшаяся вопросами анализа данных. Потом ее основатели ушли из науки в бизнес-проекты, сосредоточившись на бизнес-аналитике и автоматизации корпоративной отчетности. Так появился «Институт бизнес-аналитики». Со временем в рамках компании сформировалось образовательное направление. Сегодня в «Институте бизнес-аналитики» обучают аналитиков, экономистов, финансистов и маркетологов тому, чему не учат в классических институтах — готовить управленческие отчеты, понятно презентовать их руководителям, акционерам, инвесторам.
 

Каковы преимущества и «проблемные зоны» дистанционного формата обучения?

 

Алексей Колоколов:

— Во-первых, онлайн-обучение требует большей самодисциплины: часто слушатели оплачивают обучение, но откладывают его «на потом» и в итоге забрасывают. В среднем по рынку лишь 40% группы проходят онлайн-курсы до конца, у нас этот показатель значительно выше — 60%. Пришлось потрудиться, чтобы адаптировать программы к специфике восприятия слушателей, менять структуру, привносить элементы геймификации.

Во-вторых, очный формат обучения более персонализированный. Он позволяет плотнее взаимодействовать с аудиторией, мотивировать слушателей, заряжать энергией. Поэтому я считаю его более эффективным.

Нивелировать недостатки и использовать достоинства традиционного и онлайн-обучения позволяет гибридный формат. Среди наших клиентов много промышленных компаний («СИБУР», УГМК, «Норникель», «Газпром нефть»), расположенных в разных регионах.

Мы сначала даем подготовительный онлайн-курс продолжительностью от 4 до 8 часов. Он позволяет погрузиться в тему и сократить разрыв между новичками и более продвинутыми сотрудниками. Второй этап — очное обучение на месте в течение нескольких дней. После чего слушатели получают домашнее задание, и мы снова взаимодействуем на «удаленке». Спустя 2-3 недели я опять выезжаю к заказчику на презентацию выпускных работ. То есть, компания платит не просто за знания в головах сотрудников, а за результат — новые отчеты, которые они внедрили на работе.

Ольга Жигальцова:

— С точки зрения получения информации по предмету онлайн-формат очень хорош, поскольку позволяет учиться, когда есть время, и при необходимости повторить урок. При этом онлайн-формат еще в своем «детском саду». Что делать, если ты чего-то не понял, потому что объяснение было недостаточно внятным? Офлайн под это «заточен».

Сильнейшее ограничение проверки качества усвоения материала на онлайн курсах — ресурс автора курса. Если с этим ничего не сделать, будет такое же число студентов, как и в офлайн, только из разных городов. При этом воздействие на студента оказывается намного слабее. Можно отказаться от проверки (так чаще всего и поступают), но при этом качество подготовки снижается до уровня профанации.

Реже этот процесс автоматизируют. Но что делать, если ты не согласен с ответами? Проработать тесты также тщательно, как сделало ГИБДД, практически невозможно. Как правило, в преподаваемых курсах есть экспертная оценка, но нет правильной, как в ПДД.

Я знаю только один пример — таллиннскую онлайн-школу Premium Management, где отсутствовало ограничение получения обратной связи: автор — Владимир Тарасов замкнул студентов друг на друга. Однако, к студентам не всегда есть доверие — они, как и ты, бредут в неизвестное. В конце автор дает правильный ответ, но обсудить его уже нельзя.

Обучаясь онлайн, архисложно приобрести навык. Максимально в этом направлении продвинулись пока только языковые курсы.

Нас стимулируют учиться такие факторы, как сильное впечатление от достижений самого автора курса или предмета в его исполнении, желание быть отмеченным или замеченным, страхи быть хуже всех, не оправдать ожидания. При обучении в онлайн-формате все это практически не работает. Чтобы учиться самостоятельно, дистанционно, надо иметь сильную мотивацию.  

В общем, онлайн-формат для взрослых и «самомотивированных» людей. А таких, к сожалению, меньшинство. 

Рынок образования наводнен учителями и школами. Как отсеивать «шлак», по каким критериям выбрать школу?

 

Алексей Колоколов:

— Наш «Институт бизнес-аналитики» можно назвать крафтовой бизнес-школой. Мы выбрали нишу управленческой отчетности и не собираемся уходить в масс-маркет. Я убежден в преимуществах такого формата для обеих сторон — заказчика и преподавателя. Я против универсальных бизнес-школ — своего рода гипермаркетов в сфере образования, где обучение поставлено на поток. Невозможно быть одинаково хорошим экспертом в разных областях. На мой взгляд, нишевые школы обеспечивают лучшее качество обучения, глубину и актуальность знаний.

Своего рода лакмусовой бумажкой при выборе школы может выступить обновляемость контента. В нашей сфере все устаревает буквально за пару лет. «Нишевые» школы, как правило, постоянно актуализируют информацию, в то время как большие онлайн-школы просто не успевают это делать.

Ольга Жигальцова:

– Выбор «школы» всегда связан с доверием – конкретному человеку, репутации школы, рекомендациям выпускников. Я считаю определяющим фактором выбора «калибр» учителя: хорошие преподаватели в плохих бизнес-школах не работают.

Еще успех ученика впрямую зависит от уровня экспертности авторского состава и от состава учебной группы.