Меню

Когда совесть ни за что не грызет: почему быть маленькой компанией совсем не зазорно

Отношения владельца компании и его клиентов должны быть построены, прежде всего, на честности. Только в таком случае бизнесмен может спать спокойно без угрызений совести.

Основатель Basecamp и автор бестселлера ReWork Джейсон Фрайд написал пост о том, почему маленьким компаниям не нужно притворяться большими и стыдиться своего размера.

— В 1999 году я основал компанию Spinfree. Она занималась программным обеспечением и веб-дизайном. В те времена интернет не был распространен так, как сейчас, и поэтому клиентов, желающих попробовать «что-то новое», было достаточно много. Примерно за год мне удалось собрать весьма приличную клиентскую базу и полностью погрузиться в свое дело.

На самом деле Spinfree не была «компанией» в классическом ее представлении. Мой «офис» располагался в тесной двухкомнатной квартире, но клиентам я никогда не говорил, что веду свой проект в одиночку. Я часто притворялся, чтобы выставить себя перед клиентами в лучшем свете, всегда употреблял слова «мы», «команда», «наши офисы» и т.д. Мне казалось, что таким образом люди на том конце провода будут уверены в моем статусе, в глобальности моего проекта.

Вероятно, многие собеседники верили тому, что я им говорил: представляли себе громадный оупен-спэйс, в котором сидит «наша команда».

Почему я шел на этот обман? Я был молод и думал, что Spinfree никто не воспримет всерьез, если узнают, что вся компания — это только я. Я не верил, что деловой человек, облаченный в строгий костюм, сможет доверить мне, юному панку, продвижение своей компании в интернете. Мало того, мне было безумно страшно, что из-за каких-либо моих недоработок, человека с того конца провода могут просто-напросто уволить. Мне казалось, что другого пути, кроме как выглядеть крупной конторой, у меня нет.

Какое же было облегчение, когда через некоторое время я нанял своего первого сотрудника. Теперь у меня была почти полноценная команда, и я мог без зазрения совести говорить «мы». В тот момент я задумался, почему последние пару лет я провел во лжи. Безобидной, маленькой — но тем не менее лжи.

Разве благодаря лжи я добился успехов в бизнесе? Вовсе нет, ведь единственное, в чем мне помогло свое же вранье — это в заключении нескольких контрактов. Большинство моих клиентов пришли ко мне, послушав чьи-то советы. Теперь я понимаю, что моя ложь унижала меня самого, она была глупой, неоправданной. Мало того, я сильно рисковал: любой из моих клиентов мог на раз-два разоблачить меня, и тогда — прощай, репутация.

Мой второй бизнес — компания 37signals (известная более как Basecamp). С коллегами мы приняли решение, что самым главным постулатом нашей работы станет честность и открытость. Никакого вранья. Под этим лозунгом мы работаем вот уже 17 лет — нам не сложно признать, если мы облажались, нам радостно праздновать свои маленькие и большие победы, мы хорошо спим по ночам, зная, что нам просто-напросто нечего скрывать.

Историю своего первого бизнеса я часто рассказываю молодым предпринимателям, потому что вижу: они идут по стопам Spinfree. Они врут и притворяются. Вместо того, чтобы заявлять о себе, они используют безликие «мы» и «наша команда». Их можно понять. Я им всегда говорю, что на вранье бизнес не построить.

К слову, вранье о масштабах бизнеса — это не единственная проблема. Я часто сталкивался с соискателями, которые без зазрений совести сильно преувеличивают свои заслуги в резюме. Например, часто разработчики пишут, что работали на Apple. А через какое-то время выясняется, что это был небольшой сервисный центр, занимающийся починкой «яблочных» телефонов.

Однажды я встретил начинающего предпринимателя, который с упоением рассказывал, что один из его крупных клиентов — Boeing. Я был удивлен. Как выяснилось позже, его компания разрабатывала персональный блог для одного из топ-менеджеров Boeing. Когда я спросил, зачем он внес эту компанию в список клиентов, он ответил, что такая ложь — на руку его репутации.

Мне кажется, он слабо понимал, о чем говорит. Как можно укрепить репутацию путем обмана?

Сегодня уважения и внимания к небольшим предприятиям гораздо больше, чем в 90-х. Сегодня быть маленьким — это круто. Мне иногда даже кажется, что крупные корпорации спят и видят, как бы стать поменьше.

В работе одиночки — много плюсов. Во-первых, в мире, где ставка сделана на индивидуальность, очень ценится персональный подход к клиенту. Клиенты, которые будут с вами на одной волне, помогут вам вырасти, сделать свое дело еще лучше. Гарантирую.

Мне очень жаль, что я не осознавал раньше тех простых истин, о которых говорю сейчас. Быть маленьким — это круто. Быть маленьким — это новые возможности. Не надо притворяться, надо быть честным с собой и своими клиентами, только так можно добиться успеха.