Меню

Компанию надо строить с перспективой на 100 лет: 12 уроков бывшего топ-менеджера Alibaba

Автор фото: Томас Ломбард. Иллюстрация: https://ru.wikipedia.org

С 2000 года Портер Эрисман был вице-президентом компании Alibaba. Работая с Джеком Ма, он понял, что с правильными установками «обыкновенные люди без особого опыта могут делать великие вещи».

Несколько уроков, которые Портер Эрисман выучил во время плотной работы с Джеком Ма, он зафиксировал в книге «Мир Alibaba». Business insider приводит главные из них.

Мечтайте о великом

Каждый раз, когда Джек просил топ-менеджеров сформулировать новые задачи для компании, мы исходили из самых оптимистичных прогнозов. И всё равно он каждый раз просил увеличить показатели в три-четыре раз. Несмотря на сопротивление с нашей стороны, Джек никогда не отказывался от своих предложений. Он говорил: «Если не поверите себе, что это возможно, тогда действительно ничего не получится». К концу года мы почти всегда обнаруживали, что не только выполнили все поставленные задачи, а даже перевыполнили.

Не бойтесь конкурентов

Когда мы только начали создавать Taobao, легко могли испугаться главного конкурента — eBay. Компания была лидером рынка и любимицей СМИ. Крупные компании стремятся казаться непобедимыми, но в действительности они слабее, чем кажутся. Поэтому важно не только не недооценивать себя, но и не переоценивать конкурентов.

Стройте компанию, которая проживёт 102 года

Когда я присоединился к Alibaba, Джек говорил, что хочет построить компанию, которая просуществует 80 лет. Такова продолжительность человеческой жизни. Но позднее он решил, что 80 лет — мало, и увеличил срок до 102 лет, «чтобы Alibaba застала три века». Постановка таких долгосрочных целей меняет сознание. Вместо того чтобы работать от квартала к кварталу, вы начинаете стремиться к достижению долгосрочных целей.

Читайте также: «Кто вы: коммерсант, который любит деньги, или созидатель?» Типология предпринимателей

«Сегодня будет тяжело, но послезавтра — прекрасно»

Это одно из любимых высказываний Джека. «Большинство компаний исчезнут завтра вечером — и не увидят яркого солнца», — добавлял он. Люди должны понимать, что стартап — это не только веселье, но и тяжёлая работа. Боль, как и радость, является частью жизни молодой компании. Создать что-то великое можно, только выиграв множество битв, и среди побед обязательно будут поражения.

В основе бизнеса должна лежать хорошая идея

Джек был невероятно вдохновляющим руководителем, но, кроме того, в основе деятельности Alibaba изначально была очень хорошая идея — связь покупателей и продавцов в интернете. Предприниматели слишком часто действуют исходя из своей увлечённости, ценностей, мечтаний, но не кладут в основание своей деятельности хорошую бизнес-идею.

Важнее быть лучшим, чем первым

У предпринимателей часто появляются идеи, которые они боятся развивать, когда обнаруживают, что кто-то уже этим занимается. Но преимущества первого хода не всегда значат так много, как кажется. Оказаться на рынке первым не столь важно, как оказаться на рынке лучшим. eBay первым пришёл на китайский рынок, и поэтому он считал, что должен победить. Но мы просто создали лучший продукт — Taobao — и в конце концов одержали победу.

Зонтик лучше покупать, когда нет дождя

Так сказал Джек, когда решил привлечь дополнительное финансирование от Softbank в 2000 году, хотя тогда эти деньги были не очень нужны. Спустя несколько месяцев рынок обвалился — и стартапы перестали получать инвестиции. Готовьтесь к буре до того, как она придёт.

Не поддавайтесь искушению IPO

Первое публичное предложение акций — важный этап развития компании, но далеко не главная цель. В 1999 году, когда была основана Alibaba, Джек говорил сотрудникам, что собирается выйти на биржу к 2002 году. Тогда три года казались очень долгим сроком. Но чем ближе мы были к запланированному IPO, тем сильнее Джек сопротивлялся. Он говорил: «Мы должны выйти на биржу, когда будем к этому готовы, иначе всё развалится». По его словам, «IPO — это всё равно что приехать на заправку и заправить машину перед долгой дорогой».

Читайте также: «Так из кризиса не выходят, нищета не может стать драйвером роста»

Будьте готовы принимать трудные решения

Руководитель не может угодить каждому. И действия даже самого популярного исполнительного директора могут вызывать противоречивые оценки. Руководителям, которые начинают большой новаторский бизнес, придётся принимать суровые решения, и очень важно, чтобы они были убеждены в необходимости их принятия.

Пусть команда добивается цели, а не внимания начальника

Многие традиционные менеджеры, особенно в Азии, предпочитают вертикальный стиль руководства. Главной задачей служащих в этом стиле является ублажение начальника. Конечно же, обычно ему это нравится. Но в Alibaba Джек поставил перед сотрудниками высокую задачу и предложил команде достигнуть её, не обращая внимания на него.

Формируйте образ компании

Джек Ма создал Alibaba в дешёвом офисе. Он мог бы с лёгкостью создать Taobao и AliPay в офисе Alibaba. Но вместо этого он привёл сотрудников в свою квартиру, чтобы они осознали, что начинают всё с нуля. Квартира Джека превратилась в важный символ, напоминавший о происхождении компании.

Жизнь компании — это история, которую предприниматели могут рассказать в своём стиле. Это не значит, что надо создавать искусственные препятствия или что любая фирма должна переехать в гараж. Но некоторые переломные моменты и важные события приобретают символическую ценность и таким образом действительно привлекают к себе и сотрудников, и клиентов, и СМИ.

«Чайники» часто оказываются самыми лучшими предпринимателями в сфере новых технологий

«Alibaba выжил, потому что я ничего не знаю о новых технологиях», — часто говорил Джек. Многих удивляет тот факт, что преподаватель английского без какого-либо технического образования смог создать самую большую в мире компанию, занимающуюся интернет-торговлей, особенно теперь, когда так много новых фирм создаются программистами. Даже в тот момент, когда в 2008 году я уходил из Alibaba, Джек Ма мог пользоваться компьютером только для того, чтобы отправлять почту и заходить в браузер.

Пример Джека показывает, что менеджер, признающий себя «чайником», может оказаться ценным приобретением для технологической компании, работающей с потребителями. Каждый раз, когда программисты Alibaba собирались запускать новый продукт, Джек проводил что-то вроде «теста для «чайника» Джека Ма». Предполагалось, что если Джек не сможет использовать этот продукт, то и клиенты его не поймут. Этот подход сработал. Наши сайты оставались простыми, и мы оставались близки к клиентам, многие из которых впервые в жизни пользовались интернетом.