Меню

Купил парикмахерскую - стриги! А как изменить условия приватизации?

Всего через наш фонд продано 245 объектов муниципального имущества на конкурсах с конкретными условиями приватизации и 80 объектов на аукционах без сохранения каких-либо условий. Также чере

Екатеринбургский городской фонд имущества был образован пять лет назад для проведения приватизации в качестве продавца муниципального имущества. О том, что сделано за это время, рассказывает исполняющий обязанности председателя Нафик Ахнафович Фамиев.

Всего через наш фонд продано 245 объектов муниципального имущества на конкурсах с конкретными условиями приватизации и 80 объектов на аукционах без сохранения каких-либо условий. Также через фонд шла продажа арендованного имущества в порядке выкупа. На сегодняшний день функции приватизации фондом практически выполнены. Она близится к завершению, хотя есть еще ряд объектов торговли и бытового профиля, которые предстоит приватизировать, в том числе около 40 объектов, которые в прошлом году по различным причинам были отозваны Комитетом по управлению городским имуществом для изменения условия приватизации. Есть объекты, которые могут быть приватизированы только с согласия главы администрации по особому списку. В него включены несколько десятков объектов. В настоящий момент он пересматривается.

Постановлением Главы администрации города №382 от 19 июля 1994 г. было утверждено Положение о порядке контроля, сформирована городская контрольная комиссия, которую я возглавил. В ее состав вошли представители Комитета по управлению городским имуществом, комитета по развитию товарного рынка, отдела бытового обслуживания, комитета по защите прав потребителей, фармацевтического комитета (при рассмотрении дел по предприятиям аптечной сети).

 

Основная функция фонда — контроль за соблюдением условий приватизации, которые были определены при продаже объектов. Были проверены все 245 объектов, поданных на условиях конкурса, в том числе 95 предприятий торговли, 36 — общественного питания и 114 — бытового обслуживания.

В районах были сформированы комиссии для аналогичных проверок. Во всех районных прокуратурах есть представители по взаимодействию с нашим фондом. С бюро технической инвентаризации города мы заключили договор о предоставлении ежемесячной информации об изменениях в отношениях собственности. Управление по регистрации предприятий оказывает содействие в поиске юридических адресов собственников при их изменении.

Основные нарушения связаны с изменением профиля предприятия по сравнению с тем, который был установлен планом приватизации, а также закрытие его на ремонт более трех месяцев в текущем году.

Как правило, перепрофилирование предприятия вызвано конъюнктурой рынка. Например, у предприятий общественного питания нет сегодня такого спроса, как несколько лет назад, особенно на окраинах города, допустим, в Орджоникидзевском районе. Например, через суд мы расторгли договор с фирмой «Союз-инвест» о купле-продаже помещения на ул. Ползунова, 11, которое предполагалось для парикмахерской. Оно передано в комитет для внесения изменений в план приватизации и вновь будет выставлено на продажу.

Мы понимаем, что спрос и предложение постоянно меняются. Если собственник не в состоянии выполнить условия приватизации — существует процедура изменения этих условий. Есть постановление главы администрации Екатеринбурга №733А «О порядке изменения условий приватизации». В соответствии с ним собственник должен обратиться в городскую контрольную комиссию и в фонд имущества со своим предложением, получить заключение отраслевого отдела администрации города, комитета по развитию товарного рынка (если это предприятие общественного питания) или отдела бытового обслуживания (если предприятие относится к этой сфере). Обязательно также заключение администрации района, на территории которого находится этот объект. При наличии этих документов городская контрольная комиссия рассматривает ходатайство и принимает решение рекомендательного характера для екатеринбургского комитета по управлению городским имуществом. За ним окончательное решение. В случае положительного решения Фонд заключает дополнительное соглашение к договору, которое вступает в силу после оплаты. В соответствии с Постановлением главы администрации города изменение условий приватизации осуществляется на возмездной основе, кроме случаев перепрофилирования в предприятие бытового обслуживания. Оплата зависит от площади перепрофилируемого помещения и высчитывается по специальной методике на основе базовой арендной ставки (120 тыс. руб./кв. м в год). Она зависит от месторасположения и качества объекта.

С момента выхода постановления в ноябре 1995 г. хозяева некоторых объектов уже реализовали свое право и возможность изменить профиль на возмездной основе. Например объект по ул. Вокзальной, 23. Мы с хозяином этого помещения уже расторгли договор, но он в стадии аппеляции выступил с инициативой об изменении условий приватизации на возмездной основе. То же произошло на объектах по адресам: ул. Ленина, 48 и ул. Шмидта, 95. В общей сложности на этих трех объектах было перепрофилировано 290 кв. м. и получено в бюджет города дополнительно 163 млн руб. За 1992-95 г.г. от продаж муниципальной собственности на аукционах и конкурсах получено 8629,66 млн руб. Коэффициент превышения цены продажи над начальной составляет 2,81. Также через фонд оформлены сделки приватизации через выкуп арендованного имущества на сумму более 14326 млн руб.

Дорога открыта и для других собственников. Если установленный порядок игнорируется, городская контрольная комиссия и фонд имущества идут по пути возбуждения претензионно-искового производства. На сегодняшний день иски возбуждены по 12 объектам.

На днях в присутствии судебных исполнителей опечатаны и переданы в муниципальную собственность два объекта. Эти необходимые меры дают реальный доход в бюджет города (сейчас квадратный метр стоит уже около 2 млн руб.), но гораздо важнее, на мой взгляд, профилактическое значение.

Между муниципалитетом и собственниками должны установиться цивилизованные взаимоотношения. А проданные объекты должны работать.

Зачастую мы возбуждаем претензионно-исковое производство, а потом его прекращаем по собственной инициативе, если собственник начинает выполнять условия приватизации. Если в прошлом году более половины предприятий бытового обслуживания не выполняли условий приватизации или были просто закрыты, то сегодня таковых всего 11 из 114.

Это объекты на ул. Гурзуфской, 19; ул. Челюскинцев, 19, ул. Академической, 19; ул. Высоцкого, 4/1; ул. Большакова, 143; ул. Декабристов, 65; ул. Щорса, 90; ул. Испытателей, 16 а; ул. Восстания, 36; ул. Ильича, 15; ул. Каляева, 15. По двум из них уже возбуждено исковое производство.

В 1995 г. наиболее сложной была ситуация на предприятиях общественного питания. Обычно это объекты больших площадей. Собственникам этих помещений трудно рассчитывать на эффективную хозяйственную деятельность, особенно сейчас, когда даже заводские столовые остаются невостребованными. Но в результате контрольной деятельности открыты кафе «Айсберг» (ул. Крауля, 73), пельменная (ул. Черняховского, 29), ресторан «Рига» (ул. Бардина, 42). В апреле откроются бывшее кафе-мороженое (ул. Орджоникидзе, 3), пельменная (ул. Индустрии, 47), пышечная (ул.Декабристов, 1). Во втором квартале откроются ресторан «Лабиринт» (ул. Софьи Перовской, 117), кафе-закусочная (ул. Малышева, 11), кафе «Серебряное копытце» (ул. Восточная, 72), ресторан «Отдых» (ул. Народного фронта, 85/1). Ведется исковое производство еще по предприятиям общественного питания по адресам: ул. Баумана, 42 и пр. Культуры, 11.

В торговле ситуация более благоприятная, но также требует контроля. В этой сфере также есть объекты, хозяева которых игнорируют условия приватизации. Под особым контролем находится помещение на ул. Московской, 42. По условиям приватизации там должна продаваться издательская продукция. Поставлен один прилавок для торговли этим видом продукции, а остальная площадь используется для продажи парфюмерии. Такая же ситуация возникла на ул. Белинского, 200 и ряде др. Для хозяев всех этих помещений открыт путь законного и возмездного перепрофилирования, в противном случае последует расторжение договора.

Понятно, что все эти проблемы стали результатом издержек непосредственно при приватизации.

Условия согласовывались на уровне разработки плана приватизации. Здесь участвовали как сама согласующая структура, так и районные администрации и прочие организации. После утверждения плана в комитете по управлению имуществом покупатель подписывает, что ознакомлен со всеми условиями приватизации, с ними согласен и не вправе претендовать на какие-то изменения. Он должен либо соблюдать их, либо изменить по той схеме, о которой я уже рассказал. Игнорирование этих условий может обойтись хозяевам дорого. По договорам 1992-93 гг. помещения стоили 1-2 млн руб. После расторжения договоров эти суммы и возвращаются, хотя эти объекты реально стоят уже 200-300 млн руб.

Добавляют нам работы, как ни странно, и суды. После банкротства ряда финансовых структур («АДМ» и др.) суды арестовали имущество и реализуют его самостоятельно, не учитывая установленные условия приватизации. Фонд обращался к судам с предложением своих услуг в данной деятельности, но по каким-то соображениям суды предпочитают сами осваивать функции продавца. Так, Верх-Исетский суд, не уведомив покупателя об условиях приватизации, продал объекты на ул. Гурзуфской, 27. Аналогичная ситуация возникла и на объектах по ул. Чайковского, 87, пер. Короткому, 12. Я уверен, что если бы эти объекты были реализованы официально через фонд имущества, то от этого выиграли бы и горожане — вкладчики данных финансовых структур.

 

 

 

Городской фонд имущества 51-43-05