Меню

«Лезь не в свое дело. Выполнять задачу должен тот, у кого это получается лучше и быстрее»

Иллюстрация: Предоставлено SkyEng

«Побеждает тот, кто испробует большее количество гипотез и быстрее найдет верную. А не тот, кто будет медленно и аккуратно двигаться, боясь оступиться». 8 правил руководителя при переходе в стартап.

Рустам Айнетдинов, исполнительный директор Skyeng:

— Я ушел со спокойной работы в быстрорастущий стартап. И не все было просто: мне пришлось адаптироваться к новому ритму, пересмотреть некоторые взгляды и отказаться от привычных подходов в принятии решений. Чтобы не только выжить, но и преуспеть в растущей компании, нужно думать иначе. Поэтому я решил объединить базовые принципы, которые важно учесть на старте.

Не надейся отсидеться в уголке

Часто вижу менеджеров, которые получили определенную зону ответственности и продолжают развиваться только в ее рамках. В стартапе такой подход невозможен. В быстрорастущем бизнесе каждому топ-менеджеру приходится буквально «бросаться грудью на амбразуру» — расширять узкие места, существующие на данный момент. Справившись с очередной проблемой, нужно будет решать новую в другом месте, и так до бесконечности. Главный враг руководителя — неготовность меняться в зависимости от ситуации. В самом начале моей работы в Skyeng мне пришлось заниматься аналитикой и осваивать BI-инструменты, хотя это не моя экспертиза и не мой профиль.

В рамках динамичного роста и изменений, происходящих в стартапе, консервативное желание отсидеться на одном месте будет означать только одно — стагнацию и остановку карьеры. 

В этом году у меня удвоилось количество направлений. Это потребовало дополнительных усилий, чтобы перестроиться, скорректировать свои представления о себе в будущем и вектор развития этих направлений, меняя не только свое представление, но и видение тех руководителей, с которыми началась работа.

Будь готов закатать рукава и включиться в работу

Многие думают: «Я крутой специалист, приду в стартап, начну еще больше зарабатывать, получу опцион, продам его и обеспечу свое будущее». 

На самом деле, переход в стартап — это в какой-то мере дауншифтинг. Тебя берут за знания и опыт, потому что ты уже наступал на те грабли, с которыми, вероятнее всего, столкнется новичок. Кроме этого ожидается, что нанятая тобой команда будет более компетентна, ведь ты должен знать, на что обратить внимание. 

За счет твоего опыта ускоряется рост компании, а это экономит время и в дальнейшем деньги стартапа. Но у тебя будут и определенные ограничения. Одно из них — необходимость многое делать с нуля и самостоятельно. С самого начала у тебя не будет штата помощников, большого количества менеджеров под тобой и людей на подхвате. Как правило, на этапе становления стартапа существуют финансовые ограничения, с которыми нужно считаться. 

Ошибайся — и делай выводы

Не нужно бояться совершить ошибку, но нужно уметь быстро распознать ее в своих действиях и еще быстрее исправить. Ошибка — это не катастрофа и не характеристика человека. 

Я нередко ошибался. Например, когда мы планировали рост интенсивности занятий и количества уроков, которые проходит один ученик, мы фокусировались на увеличении числа занятий среди тех, кто у нас уже учится, но игнорировали стандартные процессы — чтобы учителя приходили вовремя, не опаздывали на уроки, чтобы не было проблем со стороны платформы. А ведь отлаживание этих процессов тоже повышает число уроков. Мы поздно до этого дошли, пришлось перекраивать все планирование. Мне жалко потраченного времени и ресурсов, но лучше поздно, чем никогда. 

В стартапе лучше быстро сделать пять ошибок и найти одно хорошее решение, чем долго принимать одно решение, которое, кстати, тоже может быть неправильным.

Поэтому нужно спокойно воспринимать ошибки и обратную связь коллег и клиентов. В стартапах побеждает тот, кто испробует большее количество гипотез и быстрее найдет верную. А не тот, кто будет медленно и аккуратно двигаться, боясь оступиться. Такой подход тормозит рост и человека, и бизнеса.   

Забудь о званиях

В стартапах нет четкой структуры и бюрократии. Нет званий и привилегий — есть только результат и условная зона ответственности. Это и плюс, и минус.

Поэтому если ты не справляешься с какой-то задачей, то абсолютно нормально, если у тебя заберет ее тот, кто сможет справиться лучше и быстрее. Из-за этого очень сложно будет людям с философией: «Я руководитель, и у меня нельзя забирать отдел!». 

В 2019 году мы начали активно работать над целями учеников. Мы проводили тесты, смотрели на результаты, это было очень важное направление. Но к концу года стало понятно, что у меня, с учетом всех текущих задач, фокус немного сместился с этой темы. Поэтому мне пришлось передать это дело в другой отдел — человеку, у которого были силы, ресурсы и желание этим заниматься.

Выполнять задачу должен тот, у кого это получается лучше и быстрее. И это не повод потерять веру в себя. Это повод пересмотреть свои действия, чтобы в будущем такого не повторилось. 

Лезь в не свое дело

В стартапе нет такого понятия, как «не мое дело». Постоянно приходится разбираться не только в твоих задачах, но и в смежных. На этапе бурного роста нет лишних знаний. Нужно тратить время на получение новых навыков и умений, ведь никто не знает, что именно потребуется завтра.

Когда я только пришел, то понял, что меня не устраивает формат управленческой отчетности, который тогда существовал в компании. Так что мы разработали новую систему отчетности, хотя изначально это не имело к моей деятельности никакого отношения. Но я в этом прокачался и начал понимать гораздо больше. К тому же при выстраивании управленческой отчетности стало ясно, что система биллинга тоже не до конца отвечает потребностям учета. Тогда я взял на себя еще и биллинг. За 7–8 месяцев мы полностью все переформатировали и получили работающий механизм, который удовлетворяет все потребности компании. Этого не случилось бы, если бы я с самого начала сказал «я этим не занимаюсь».

Если ты хочешь развиваться вместе с компанией, тебе нужно быть готовым кардинально изменить свою зону ответственности. Чувствуешь, что перестал понимать что-то? Иди на курсы, почитай литературу, посмотри вебинар, найди эксперта в этой области и пригласи его на ужин. Очень важно иметь хорошее представление о смежных областях. Даже финансовый департамент должен разбираться и в массовом рекрутинге, и в маркетинге, и в операционке. Тогда и принимаемые решения будут на порядок качественнее. 

Стань трудоголиком и работай как китаец

Говорят, что формула успеха китайских компаний — 996. То есть работать с 9 утра до 9 вечера по 6 дней в неделю. Наши ребята работали в Китае, и я могу сказать, что это не совсем так. Но все равно китайцы — трудоголики. Помни об этом, когда соберешься переходить в молодой стартап. 

Если в компании мало людей, объемы работы всегда больше, чем в стабильных компаниях. Чтобы успеть сделать свои задачи, нужно учитывать, что в еженедельные 40 часов уложиться невозможно. Поэтому рассчитывай как минимум на 50–60 часов в неделю на протяжении многих месяцев.

Человек, привыкший уходить из офиса в 6 часов вечера и пропадать с радаров на выходных, не сможет задержаться надолго. Стартап — это не предпенсионная компания, где можно отдыхать и работать в четверть силы под настроение. 

Принимай критику и отстаивай то, во что веришь

Принимай ее как призыв к изменениям своих профессиональных и личных качеств. В стартапе не так распространена дипломатия. Часто тут нет времени над работой с мотивацией, как в больших корпорациях. Нужно много и быстро трудиться, поэтому прилетающая критика, как правило, не будет умаслена реверансами.

Нужно быть готовым слышать очень негативные штуки про себя, про свои проекты, но обязательно меняться и понимать, что люди не хотят тебя обидеть, просто нет времени на все эти церемонии.

Едва придя в Skyeng, я выступил на собрании и презентовал формулу прибыльности. В ответ я получил очень жесткую критику. В силу моей неопытности я не мог защитить свою позицию внутри компании. Да и критика в целом была оправданной, мы действительно поменяли тогда часть формул, но большая часть осталась, и сейчас эти расчеты до сих пор используются внутри компании. Нормальной человеческой реакцией было бы обидеться или расстроиться, но важно было не впадать в эмоции, а учесть претензии. И в будущем, высказывая публично какую-то мысль, быть готовым, что с ней не согласятся. Быть готовым ее защищать. Я тогда не опустил руки — я пересмотрел формулы и пошел дальше. И был прав.

Недопустимо игнорировать критику, оставаться таким же и сохранять те же подходы. Если тебя ругают коллеги, а ты не меняешься, в следующий раз тебя будут ругать твои клиенты. Не жди этого, действуй!

Нанимай тех, кто лучше тебя

В больших компаниях ребята часто бояться нанимать более активных, опытных и талантливых сотрудников. А в стартапе, наоборот, нужно искать тех, кто лучше тебя, и быть готовым отдать свою позицию более способному. Расти в сильной команде гораздо лучше, у такой команды намного круче результаты. Поэтому обязательно нужно нанимать настолько сильных специалистов, насколько это только возможно. Более того, допустимо (и даже правильно) отдавать им свои зоны ответственности, а себе искать другие. Лучше уступить свой участок тому, кто сработает на нем лучше, и найти себе применение там, где тебя никто не сможет переплюнуть. Это стандартный win-win подход, и к этому тоже нужно быть готовым. 

На собеседовании я проверяю, знает ли человек все то, что знаю я. Если да и даже больше, то добро пожаловать. Если соискатель знает меньше, то увы — мы не будем его доучивать. Должности могут закрываться достаточно долго, потому что мы считаем, что люди должны быть еще сильнее, чем мы. 

Это далеко не все правила, но без принятия этих базовых основ будет крайне сложно в стартапе. Не теряй времени на компании вроде Skyeng, если чувствуешь, что не согласен с этими принципами и не сможешь их соблюдать. Самый ценный ресурс — время. Убедись, что нашел ему наилучшее применение, прежде чем сделаешь то, о чем, возможно, пожалеешь. 

Но если ты готов и уверен, что тебе подходит такая философия — тебя ждет увлекательная работа, где каждый год идет за три в любом другом месте и где ты сможешь раскрыть свой потенциал в полной мере.