Меню

«Любая реальность возможна». Как заработать на виртуальности, если ты не разработчик игр

Иллюстрация: DreamPort

«Можно построить цифровую копию целого завода и отработать на ней любой производственный процесс, любую нештатную ситуацию». Основатель DreamPort — о том, как виртуальная реальность захватывает рынки.

Всего за год екатеринбургское предприятие DreamPort стало одним из крупнейших игроков на российском рынке AR/VR технологий для обучения, демонстрации и продвижения. За счет чего удалось вырасти так быстро и насколько конечен этот рост, DK.RU рассказал основатель компании DreamPort Рафаил Валиев.

— DreamPort был зарегистрирован в мае 2018 г., но идеи виртуальной реальности мы осваиваем уже десять лет. В 2009 г. я основал Научно-производственный центр «НовАТранс», который занимался производством аппаратных тренажерных комплексов и обучающих IT-продуктов для железнодорожной отрасли.

Изначально компания делала учебные тренажеры, выпускала обучающие брошюры, плакаты и книги, после — видеофильмы и электронные курсы для работников железнодорожных профессий. Наконец в 2016 году мы пришли к одному из стратегических заказчиков, ОАО «РЖД», с новинкой: демоверсией 3D-симулятора железнодорожного рабочего.

Этот проект перерос в целое направление по разработке VR и AR — тренажеров для железнодорожной отрасли. Какое-то время этим занимался специальный отдел. Но я все больше склонялся к тому, что отдел должен трансформироваться в компанию с собственным брендом, которая могла бы выйти на открытый рынок. Так возникла компания DreamPort.

Виртуальная реальность

Современные вычислительные мощности и 3D-технологии позволяют смоделировать буквально все. Любая реальность возможна. На этом давно научились зарабатывать разработчики игр для ПК и консолей.

Ниша DreamPort на рынке — виртуальные тренажеры и демонстрации. Можно построить полную цифровую копию целого завода и отрабатывать любой производственный процесс — пожарную тревогу, внутреннюю схему движения транспорта, вплоть до работы отдельных производственных линий. То же самое — с нештатными ситуациями. Как сотрудников учат действовать в подобном случае? Зачастую формально — прочитал брошюру по технике безопасности, распишись в журнале, что «ознакомлен». Все, обучение пройдено.

Но как поведет себя человек, если действительно случится отказ оборудования или что-нибудь пострашнее? Вспомнит ли он текст брошюры? Может, да, а может, и нет. Опыт порой оказывается трагическим.

Цифровые двойники

Но что, если создать точный цифровой двойник оборудования? Позволить сотруднику обойти его со всех сторон, ознакомиться с управлением? Понажимать кнопки, подергать рычаги. Смоделировать отказ оборудования, пожар, обрушение, наводнение, чтобы он мог отработать порядок действий. При этом человек не будет щелкать мышкой, сидя за монитором: он наденет шлем виртуальной реальности и действительно перенесется на место действия. И отработает штатную или нештатную ситуацию собственными руками, получив необходимые навыки без малейшей угрозы для жизни и здоровья.

Но продвигать услугу непросто. Еще два-три года назад руководители предприятий плохо понимали, как применить VR-технологии к их бизнесу и зачем это делать. Мы решили работать по принципу «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» — сначала разрабатываем демо-проект и презентуем его конечному заказчику. Такая технология продаж вполне успешно работает, и в целом мы видим, что спрос на VR-тренажеры начал расти.

Думаю, этот рост подстегивают и государственные программы по цифровизации экономики. По крайней мере, предприятия получили сверху сигнал: «Внедряйте!». Одни понимают, что такие технологии действительно способствуют развитию бизнеса, другие — что можно рассчитывать на субсидии от государства, третьи просто опасаются не исполнить указания.

Кадры в секунду

Достаточно часто при переговорах встает вопрос бюджета. Да, качественно сделанный VR-тренажер стоит недешево. Значительная часть цены — это детализация и качество картинки, которые высоки настолько, насколько позволяют технологии.

Человеческий глаз выдает огромное количество кадров в секунду (fps, framed per second), поэтому окружающий мир для нас отображается максимально четко и реалистично. Когда человек надевает VR-шлем, он погружается в виртуальный мир, который должен быть не менее реалистичным и детализированным. Иначе учиться и работать в таком мире будет очень некомфортно.

Детализация особенно важна, если мы имеем дело с виртуальным оборудованием. Станок или другое устройство в виртуальном мире должны выглядеть точно так же, как и в реальности. Если на рычаге управления есть ржавчина, мы достоверно отобразим и ее. Тогда оператор сможет лучше воспроизвести операции, отработанные на виртуальной копии, и у него не возникнет чувства несоответствия.

А клиенты часто просят сделать так называемый MVP (minimum viable product) — продукт с минимальным набором функций, собранный в простом редакторе, зато недорогой. На наш взгляд, это не самый эффективный подход к виртуальному обучению.

Чтобы принцип погружения в виртуальность сработал, все предметы должны быть отрисованы максимально достоверно

Обучение без простоя техники

Второй важный момент — виртуальный тренажер способен отработать вложенные в него средства.

Возьмем для примера «БелАЗ» — гигантский многотонный грузовик. Чтобы на нем работать, нужно научиться им управлять. Можно для начала применить механический тренажер, как в автошколе, но рано или поздно придется сесть и на настоящую машину. Не на старую, давно списанную в утиль, а на действующую. Значит, этот БелАЗ придется выключать из производственного процесса, тем более, если обучающихся несколько. А простой такой дорогой техники — это потери миллионов рублей.

Остается посчитать, что менее затратно — каждый раз платить за простой машины или один раз вложиться в его полнофункциональную виртуальную копию. На которой можно спокойно обучить сотни водителей.

Есть еще один важный фактор, без которого наш VR-тренажер будет не более полезным, чем компьютерная игра. Это участие эксперта (специалиста по работе с оборудованием, которое мы моделируем) на всех этапах проекта. Без его согласования и подписи проект не будет отправлен заказчику. Эксперта на проект обычно предоставляет заказчик. Но если он по каким-то причинам не может этого сделать, мы привлекаем нужного специалиста своими силами.

Сколько стоит разработка продуктов AR/VR

 
Приложение дополненной реальности может стоить от 200 тыс. руб., срок разработки от 2 недель.
Приложение виртуальной реальности — от 500 тыс. руб.
Более-менее интересный тренажер стоит свыше 1 млн руб.
Серьезные тренажеры для крупных компаний, которые включают несколько локаций и учебных сценариев, — 3-5 млн руб.
Если есть готовое тиражное решение, как в случае с тренажером по ликвидации возгорания в офисном здании — 300 тыс. руб.
Сроки разработки таких продуктов от 3 месяцев (зависит от сложности разработки).
 

Виртуальный музей

У нас есть идея — помочь российским музеям открыть виртуальные экспозиции. Пилотным проектом стал Центральный музей железнодорожного транспорта в России (Санкт-Петербург), в котором мы оцифровали два выставочных зала из одиннадцати. Смоделировали экспонаты очень точно — вплоть до вмятин и царапин. Можно надеть VR-шлем и ходить по залам, снимать виртуальные экспонаты с витрин, рассматривать из вблизи и со всех сторон. В реальности такое, конечно же, невозможно.

Мы бы хотели распространить этот опыт на другие музеи, но есть ряд проблем, которые решить пока что трудно. Руководство музеев идею поддерживает, но у частных музеев нет бюджетов — они предпочитают тратить средства на обновление коллекций. Государственным же нужно добывать гранты, проходить множество согласований, все это вязнет в бюрократии. С поисками спонсоров и у тех, и у других тоже пока не все хорошо. Мы помогаем рекомендациями, презентациями, но большего, увы, сделать не можем.

А ведь музеям было бы выгодно внедрение таких технологий! К примеру, из-за ограниченного пространства музеи демонстрируют только часть экспонатов, а другие простаивают в подсобках. Но с помощью VR количество выставочных залов можно сделать бесконечным.

Такие виртуальные музеи очень нужны людям с ограниченными возможностями. Кроме того, музей может без лишних затрат демонстрировать виртуальную экспозицию в других городах и зарабатывать на этом.

Дополненная реальность

Российский рынок AR-технологий сегодня вступает на европейский путь развития. Есть два ключевых тренда. Первый — идет движение от индустрии развлечений в сторону применения таких технологий в бизнесе, промышленности.

Еще недавно был бум на ловлю покемонов смартфоном, сейчас в моде мобильные приложения типа FaceApp. Суть у таких приложений одна — наложение виртуальных объектов на объекты реального мира.

Это наложение может происходить по меткам: наводим камеру на метку — появляется контент. Но есть и более сложная технология на базе AR Kit и AR Core, когда камера планшета или смартфона считывает не метки, а плоскости в пространстве. Так можно взять виртуальный предмет и «поставить» на реальный стол. Причем он будет стоять на месте, даже если мы будем ходить с планшетом вокруг него, рассматривая с разных сторон. И подобные технологии как раз начали применяться бизнесом.

У нас такое решение реализовано для нужд «РЖД» — есть вагон, который мы ставим на пол. Задача пользователя заключается в том, чтобы внимательно осмотреть его и зафиксировать неисправности. Вагон можно крутить, приближать, удалять — видно все, вплоть до отдельных болтов.

Был у нас и образовательный проект: нужно навести смартфон на страницу учебника физики, и отобразится наглядная анимированная электрическая цепь. То есть AR сейчас — это не только технология для демонстрационных стендов на выставках и игрушек.

Развитие этого рынка сильно завязано на разработку новых технологий дополненной реальности. Если со смартфонами и планшетами удается сделать что-то действительно полезное и интересное, то крутых очков дополненной реальности до сих пор нет.

Например, к нам часто обращаются с идеей сделать приложение для очков HoloLens от Microsoft или Epson BT-300. Но когда заказчик надевает такие очки и видит дополнительный контент, ограниченный рамками небольшого прямоугольника — быстро разочаровывается, потому что в видеоролике на You Tube ему показывали это в полноэкранном режиме.

Второй ключевой тренд заключается в том, что медленно, но все же меняется структура спроса. Время для разработчиков вполне благоприятное, AR/VR технологии внедряются и будут продолжать все более активно внедряться в ближайшем будущем, бизнес начнет говорить об их применении все более уверенно, делиться кейсами, полученным экономическим эффектом. И если сейчас наши основные клиенты — это крупнейшие корпорации, например, «РЖД», «Росатом» и т.п., то через пару лет инициативу подхватит осторожный в плане инвестиций малый и средний бизнес. По крайней мере, мы ожидаем роста заказов со стороны таких компаний.

Справка DK.RU

 
DreamPort – выделенное подразделение группы компаний «НовАТранс».
9 лет на рынке
15 программистов в штате
30 кабинетов технического обучения
100 аппаратных тренажерных комплексов
> 25 готовых приложений и решений за последние 2 года
> 100 000 часов опыта разработки у команды
15 000 учебных пособий и электронных курсов