Меню

Malina.am завершает свою работу. Мотивы, выводы, следствия. Эксклюзив на DK.RU

Иллюстрация: компания «Контент-король»

«Малина» становится медиаагентством и меняет название. Создатели — о причинах смены формата, перспективах видеоблогов для бизнеса и том, почему на Youtube нечего делать без вейпа и гироскутера.

История интернет-телевидения в Екатеринбурге началась в 2010 г., когда Екатерина Дегай и Ольга Чебыкина запустили видеопортал Е2Е4.tv. Спустя три года после продажи «Е2Е4» изданию Ura.ru, основатели возглавили телеканал для бизнеса в интернете под названием «Малина», на 99% принадлежащий телекомпании «Четвертый канал». Вложив в проект интернет-телевидения более 20 млн руб., «Четверка» уже через год отказалась от него, выполнив инвестиционный план лишь на 50%. Перезапуская в 2014 г. «Малину» в усеченном формате на собственные средства, Екатерина Дегай и Ольга Чебыкина всего за два года превратили его в группу компаний, специализирующуюся в четырех сферах: интернет-издание Malina.am (основным направлением стала работа в жанре интервью — спикерами были бизнесмены города) и production-студию, digital-агентство (SMM) и креативное бюро, работающие под брендом Malina.pro.

В ноябре 2017 г. интернет-издание Malina.am закрывается. А основатели компании начинают все с чистого листа: меняют концепцию и название, технически перевооружаются, обновляют штат сотрудников, переносят всю активность в соцсети. И это совсем не СМИ в привычном понимании.

Обновленная команда (слева направо): Екатерина Дегай, Ольга Чебыкина, Алена Вугельман, Вероника Новоселова. Фото: компания «Контент-король»

Ход королем

— Все эти годы мы искали свой путь. И сейчас мы точно знаем, кто мы. Мы — медиаагентство, которое называется «Контент-король». Эту фразу Билла Гейтса я много раз повторяла на совещаниях и планерках. Она отражает наш главнейший принцип — качественный контент, для чего бы он ни создавался: для собственного издания, для коммерческих партнеров, для соцсетей или для Youtube. Все знают эту фразу, но никто так не называется. А мы подумали — раз это наша суть, пусть будет так, — говорит соучредитель агентства Ольга Чебыкина.

Она рассказывает, что изменения происходили поэтапно: была полностью ликвидирована новостная редакция, исчезли все активности, характерные для традиционных СМИ, зато расширился отдел SMM:

Для нас это был болезненный момент, потому что ушли сразу несколько человек. Естественно, «дружественные» СМИ сразу начали писать, что мы умираем, всех распускаем и закрываемся. Но это было четкое понимание, что нужно отсечь все лишнее и оставить жанр, в котором мы лучшие. Смело могу заявить, что это — интервью.

Сложным моментом стало и решение Екатерины Дегай о переезде в Москву (с сентября этого года она работает в компании Formika, но остается соучредителем нового медиаагентства и куратором спецпроектов).

— Когда ты работаешь в оперативном управлении в дуэте, постоянно чувствуешь поддержку. И когда Катя уехала, передо мной возникло множество вопросов — первые полторы недели я пребывала в полнейшей панике. Выбор был такой: либо все закрыть, либо найти способ работать комфортно одной, — вспоминает Ольга Чебыкина. — Я потратила примерно месяц, чтобы все отладить, сформулировать новую концепцию работы. И получила совершенно парадоксальный эффект — впервые за много лет работать стала меньше.

Решение уехать сложно далось и мне, — добавляет Екатерина Дегай. — Однако мы — партнеры: ключевым условием на моей новой работе была возможность сохранить участие в нашем общем с Ольгой проекте в Екатеринбурге. С переездом в Москву мой круг общения стал значительнее шире, появляется возможность выходить на новые рынки. Есть неординарные задачи, в которые могут отлично встраиваться компетенции нашей обновленной команды.

Настройка микрофона

В рамках новой концепции в медиаагентстве выделено четыре ключевых направления. Базовым жанром остается интервью, продолжат работу production-студия и отдел продвижения в соцсетях (SMM), новейшим направлением становится создание для заказчиков youtube-каналов «под ключ».

Состав сотрудников практически полностью обновился. За собой Ольга Чебыкина оставила оперативное управление и руководство проектом «Не принято обсуждать», который теперь выходит на Youtube. Екатерина Дегай, работая в Москве, курирует спецпроекты и, в частности, «Интеллекции», съемки которых продолжатся в столице.

Проект «Не принято обсуждать» теперь выходит на Youtube (источник: скриншот с видео)

«С переездом в Москву мой круг общения стал значительнее шире. Есть проекты, в которые могут отлично встраиваться компетенции нашей екатеринбургской команды. Появляется, таким образом, возможность выходить на новые рынки, работать с большими клиентами», — поясняет Екатерина Дегай.

Шеф-редактором и руководителем youtube-проектов стала Алена Вугельман (экс-директор телекомпании «4 канал» и экс-директор по развитию и продвижению группы компаний «Be Brand»). С екатеринбургского телеканала «Студия 41» в «Контент-король» переходит Вероника Новоселова — за ней закреплено направление «Деловые интервью». Раскрыть свой потенциал в кадре в качестве интервьюера также попробует журналист Ксения Грановская (работает на «4 канале»).

У медиаагентства появились новые партнеры, инвестировавшие несколько миллионов рублей в техническое переоснащение. Их имена не разглашаются.

— Никогда такой комфортной ситуации для нас не было. Мы получили возможность выйти на новый уровень производства. У нас появились новые камеры, вспомогательные средства для нового стиля работы, производительное монтажное оборудование, — мы готовы полноценно работать с форматом 4К, — рассказывают в «Контент-король». — Когда с операторами обсуждали, нужно ли еще что-то докупить из оборудования, они шутя сказали: «Разве что вейп и гироскутер». И это — шутка только отчасти: при создании видео для Youtube нужен креативный подход — статичной картинки там практически нет, и гироскутер позволяет оператору делать динамичные съемки. А вейп — это лайт-версия дымовой машины для постановочных съемок.

Ольга Чебыкина отмечает, что компания всегда находилась на самоокупаемости, но не имела возможности своевременно обновлять производственную базу для задач нового уровня.

При разговорах о финансах невозможно обойти тему долгов перед «Четвертым каналом», которая вновь возникла в медиа-повестке Екатеринбурга.

«Я ничего не комментирую, потому что это абсолютно бесплотная сущность. Ни я, ни Екатерина Дегай никаких денег у «Четвертого канала» не брали. Со стороны «Четверки» это были инвестиции в свой собственный интернет-проект, в свою дочернюю структуру — ООО «Малина Медиа». Решение остановиться на полпути тоже принимали не мы, а «Четвертый канал» в лице своего единственного учредителя — «Монетного щебеночного завода». У нынешней, очевидно срежиссированной пиар-кампании есть две странные черты: во-первых, она касается персонально меня, а в ООО «Малина-медиа» я была лишь наемным специалистом и это было больше трех лет назад; а во-вторых, вдумайтесь — в основу положена якобы продажа «Четвертым каналом» долга собственной «дочки» перед самим же собой. Любой бизнесмен скажет, что это абсурд с деловой точки зрения, — высказывает свое мнение Ольга Чебыкина. — Добавьте к этому и то, что издание «malina.am» три года назад мы запускали заново, и оно не имеет отношения ни к «Четвертому каналу», ни к его дочернему ООО «Малина-медиа». Так что это не бизнес, это медиа-трюк, о причинах которого я догадываюсь, но об этом пусть лучше расскажут его режиссеры и наемные актеры».

Интервью без границ

Ставку в «Контент-король» делают на создание и продвижение видео в Youtube. В компании и раньше пользовались этой платформой — как хостингом для готовых программ, но в 2017 г. поняли, что недооценивают ресурс. Сейчас у медиаагентства два youtube-проекта — «Не принято обсуждать» Ольги Чебыкиной и бизнес-канал Алексея Романова, основателя сети фитнес-клубов Bright Fit и владельца ресторана Five.

Youtube — это способ разговаривать со всей русскоязычной аудиторией на планете, и мы не можем его упустить. «Не принято обсуждать» задумывался как серия интервью на животрепещущие темы, снятых в Екатеринбурге для екатеринбургского зрителя. Но после первого же выпуска я получила такой зрительский отклик, какого, пожалуй, не было за всю мою карьеру! Мне стали писать письма с благодарностью женщины со всей страны. Сейчас у меня очередь из людей, готовых рассказать свою настоящую сложную историю. Я поражена. Когда мы «залили» на страницу в Facebook интервью с первой героиней, было 11 тыс. просмотров, со второй — уже 30 тыс. И это без продвижения, практически без копейки вложений — люди соскучились по искренности. И я не смогла остановиться, — говорит Ольга Чебыкина.

Видеоблог (далее — влог) Алексея Романова — первый опыт медиаагентства по созданию youtube-канала «под ключ». В компании рассказывают, что бизнесмен сам обратился к ним с этой идеей, полгода длились переговоры и обсуждения, осенью канал был запущен. Сейчас съемки идут два раза в неделю, на момент подготовки публикации выпущено восемь серий, у канала уже 4,6 тыс. подписчиков.

Видеоблог Алексея Романова создается «под ключ» (источник: скриншот с видео)

— Перспективы, которые этот инструмент может дать автору, безграничны. Но создать контентный взрослый канал для бизнес-аудитории — это сложно и дорого. Найти людей из регионов, которые готовы инвестировать в это не только деньги — свое время, непросто. Да и подходит это не всем бизнесам. Некоторых потенциальных клиентов мы разубеждаем — если вам не нужно все русскоязычное население планеты, а вы хотите сосредоточиться на Екатеринбурге, лучше сделать продвижение в соцсетях или офлайн-мероприятиях, — поясняет Алена Вугельман, которая в медиагентстве «Контент-король» отвечает за проекты для Youtube.

Что касается цены вопроса, в компании приводят в пример федералов. Если за созданием влога обратиться к командам раскрученных бизнес-каналов, то помощь в генерировании идеи, создании брендинга и пара первых выпусков составят порядка 5 млн руб. Расходы Алексея Романова на его вблог в компании не раскрывают, но отмечают, что для Екатеринбурга с учетом средней оплаты труда всех участников процесса стоимость производства одной серии видеоблога не может быть меньше 50 тыс. руб. С учетом затрат на продвижение серия обойдется уже в 100-150 тыс. руб.

Теперь у многих бизнесов и медиа нет границ. Youtube — это не будущее, это уже давно настоящее средство массовой информации. В Екатеринбурге 500 тыс. человек смотрят его хотя бы раз в месяц. Ничего более массового, по крайней мере, в нашем городе, нет. Конечно, у классического телевидения будет долгая история. Телевизор — это пассивное потребление, и есть люди, которым это нравится. Вопрос в контенте. Это такое удовольствие — разговаривать с людьми, которые интересны тебе и твоей аудитории. У тебя нет спущенной повестки, нет решений, принятых не тобой. И если ты не набираешь просмотров и «лайков», а все комментарии только негативные — все, это нежизнеспособный проект. Никакого другого мерила нет. И это очень честно, — заключает Алена Вугельман.

Анна Асташкина, специально для DK.RU

Продолжение сюжета. 20 млн причин для разногласий: почему глава «4 канала» опровергла слова Ольги Чебыкиной