Меню

«Миллионерам России надоело все, от бизнеса до путешествий. Они не знают, чем себя занять»

Иллюстрация: pixabay.com

«Они не хотят оставлять деньги детям, сочетают «нищенский шик» с золотыми телефонами и разыскивают корни в рядах советской интеллигенции». О чем еще рассказало исследование «мира богатых русских»?

Русские миллионеры устали от жизни, путешествий и собственного бизнеса, констатирует австрийская исследовательница Элизабет Шимпфесль. В ее книге «Богатые русские: от олигархов к буржуазии» описан результат восьмилетней работы. За это время она встретилась с десятками самых богатых и влиятельных россиян, расспросила их о детстве, нынешнем стиле жизни и главных ценностях. Русская служба Би-би-си взяла у Шимпфесль интервью, в котором она рассказала, какой образ современного русского миллионера сложился лично у нее. Главное — в нашем материале.

Элизабет рассказала, что после общения с «русскими богачами» ей показалось, что они о себе очень хорошего мнения.  При этом многие признавались, что «с маминой стороны благородная кровь, но с папиной стороны — все простые крестьяне». Огромная часть причислила себя к интеллигенции, понимая, что «им нужно сконструировать для себя и своего образа какое-то необычное прошлое».

У богатых людей в постсоветской России в моде поиск привилегированных родственников, желательно голубых кровей. Сейчас мода немного изменилась, и теперь желательно, чтобы было происхождение из советской интеллигенции.

При этом российские миллионеры не слишком отличаются от западных в том плане, что хотят быть «селф-мейд», сделавшими себя самостоятельно. Шимпфесль подчеркивает, что в России на самом деле почти все бизнесмены относятся к этой категории: «если просто смотреть на то, сколько капитала было в семье и сколько капитала у этого первого поколения. Ведь в Советском Союзе частного капитала просто не было».

Оказывается, многие миллионеры России, относящие себя к филантропам, планируют оставить своим детям совсем небольшое наследство или не оставлять вообще ничего, чтобы «не испортить и дать шанс проявить себя».

— Это смешно: вы же стали богатыми в 90-е, когда можно было делать деньги, или в 2000-е во время нефтяного бума! Сейчас ожидать то же самое, но в другой экономической, политической и социальной ситуации — это уже немножко высокомерно. Это довольно много говорит о том, что человек думает о своей силе и о влиянии обстоятельств. Сами дети очень четко осознают, что время сейчас не позволяет. Кстати, у некоторых на эту тему есть комплексы; они переживают, что не могут стать такими же большими, как их родители.

«Нищенский шик», о котором говорят на Западе, не обошел и российских бизнесменов. Элизабет объясняет это реакцией на 2000-е годы, когда потребление было сверх меры. При этом «снобство наоборот» богатых людей России, считает писатель, можно считать отчасти игрой. Рваные джинсы — не более, чем указание на положение «самого главного» в иерархии. При этом люди не отказываются от комфорта — качественной техники, дорогих гостиниц и перелетов бизнес-классом.

 — Один бизнесмен, у которого я брала интервью, Максим, рассказывал мне, что он любит покупать одежду на уличном рынке. Он очень подчеркивал, что для него это все вообще неважно. Но при этом у него есть золотой мобильник, который Максим может спрятать в карман, а потом положить на стол во время переговоров - если его собеседник не совсем понимает, насколько Максим важен.

Одновременно бизнесменов в России, как показало исследование, начали утомлять любимые многими удовольствия:

— В самом начале, когда у людей только появились деньги и возможность путешествовать, они этим наслаждались в полной мере. Теперь это не так. Якобашвили (основатель «Вимм-Билль-Данн»), например, говорил, что ему стало скучно путешествовать. И он не единственный, кто сказал, что вообще давно перестал путешествовать, устал от всего этого. И другим тоже уже интереснее посмотреть хороший документальный фильм, потому что так больше видишь. Ну, конечно, ты так больше видишь, если ты всегда останавливаешься в дорогих отелях, в защищенной, почти искусственной среде.

Люди жаловались не только на путешествия. Многим явно надоело заниматься бизнесом, у некоторых была какая-то депрессия в том смысле, что они совершенно не знали, чем им заняться. Люди, у которых нет депрессивных настроений, — это, как правило, те, кто рано нашел себе какое-то развлечение «со смыслом». Кто-то собирает искусство или занимается арт-проектами, кто-то занимается благотворительностью, хотя, по моим наблюдениям, искусство увлекает людей больше, чем благородные дела ради сирот.

О том, что такое «обычный богатый русский», которого Шимпфесль пыталась «вычислить» в своем исследовании, автор говорит так: «Они знают, что они особенные, у них есть чувство превосходства и чувство какой-то ответственности. И они все очень болеют за Россию и за русскую культуру, но все еще очень советские люди — почти никто из них не чувствует себя человеком мира».

Теги: бизнес, исследование