Меню

На этом и погорели. Как интуиция вредит собственникам лучших бизнесов

Ольга Чебыкина. Иллюстрация: Личный архив

Добившиеся успеха люди попадают в очевидную ловушку, но мало кто решается им рассказать о настоящем положении вещей. Одни просто боятся, другие хотят на этом заработать.

Ольга Чебыкина, директор компании «HR-Лидер»:

— В идеальном мире первое лицо компании знает о своем бизнесе больше остальных, лучше других понимает цели, задачи компании и, конечно, намного лучше других знает, какие люди нужны этой компании для реализации целей.

Существует такой распространенный миф, который активно укрепляется многими в корпоративном мире: о том, что первые лица компаний обладают каким-то неведомым другим людям чутьем. Что они — носители какой-то особенной интуиции, которая и позволяет им понимать и видеть то, что не видят другие. 

Лекции популярных бизнес-тренеров пухнут от многочисленных примеров того, как собственник какого-нибудь бизнеса что-то понял, увидел, оценил лучше, чем его многочисленные подчиненные по совершенно случайному казалось бы набору факторов, и благодаря этому фирма достигла успеха. Или передаваемыми из уст в уста байками про то, как собственник буквально только перебросившись парой слов с человеком, понимает, подходит ли ему этот человек на определенную должность. Принимает молниеносное и, конечно, верное решение, потому что он — обладатель этакого «звериного чутья», если хотите, дара. 

Последняя ситуация для меня — просто больная тема. Самая близкая для меня область, в которой я наблюдаю «применение» этого ужасного свойства — формирование команды. Участвуя в десятках проектов совместно с собственниками различных компаний, постоянно общаясь с людьми, которые принимают решения ценой в миллиарды рублей, я не могу не сделать очень печальный вывод. 

Собственники, особенно долго работающие в бизнесе, с трудом могут оценивать нужных его команде людей. 

На собеседованиях  они не способны оценить 99% искомых свойств сотрудника: его знания, умения и навыки, полезные и нужные бизнесу личностные качества.

Звучит дико? Не торопитесь возмущаться, я расскажу, как это происходит. Случается опасная подмена понятий. 

Как правило, собственник интервьюирует людей, которые станут его ближним кругом, то есть кандидатов на высшие позиции в компании. По факту ему важно понимать, смогут ли эти новые люди достигать стоящие перед компанией цели. И здесь он, в идеале, принимая решение по кандидату опирается в первую очередь на задачи, которые должен решать этот человек. Это обычно происходит на основании тщательного логического анализа фактов. Однако этого недостаточно: необходимо так же определить, сработается он лично с человеком или нет. Вот тут должна как раз помогать интуиция. Однако происходит обратное: стремление к безусловному лидерству и привычка выживать в конкурентной среде, устраняя своих соперников, переносятся на ближний круг сотрудников и кандидатов.

Собственник на собеседовании пытается понять не то, может ли человек решить задачу сейчас, а то, комфортно ли ему, собственнику, было бы с этим человеком разделить свою победу в будущем.

По сути, собственник, собеседуя человека, отвечает совершенно на другой вопрос и ответ легко может не совпадать с нуждами компании. К собственнику приходит классный профи, который очень многое может сделать для бизнеса, а он смотрит на него, оценивает его способности в личностной и профессиональной конкуренции и через 10 минут заканчивает встречу. Мол, ему все ясно. Не наш это человек. Подчиненные чаще всего никакого уточнения у собственника не спрашивают. И делают вывод — это его интуиция. А на самом деле вместо найма человека, который приведет бизнес к победе, собственник внутренне нанимает человека, с которым эту победу готов делить. Не готов? Значит, до свидания!

И часто так на работу на значимые для компании должности попадают «посредственности», которые никакой пользы в решении задач компании и достижении целей никогда не принесут. Было бы хорошо, если бы кто-то сказал владельцу компании: «Подожди, давай поймем, почему это не наш человек, что именно не так?» 

Надо заставить мозг собственника работать в другом направлении, выдать во вне аргументы, и, глядишь, решение поменяется. Но нет, кто мы такие, чтобы спорить с божественной интуицией. 

Беда в том, что информационная бизнес-среда создала вокруг собственников ореол магического таланта, мол, если ты создал бизнес, значит ты лучше других понимаешь в людях. Ты их буквально видишь насквозь, а другие — те, кто своего бизнеса не создал, конечно, понимают хуже тебя. Зачем тебе точные данные, зачем тебе профессиональная аналитика в моменте? Ты же все уже понял, посмотрев человеку в глаза.  

Большинство создателей бизнесов — люди, безусловно, умные, они о своих недостатках знают и с ними борются. Но все мы — люди, ничто человеческое нам не чуждо, и для всех нас в той или иной степени важно окружающее информационное поле. 
Если тебе уже не первый год вокруг все в уши льют, что ты — гениальный руководитель, рано или поздно ты оказываешься в вакууме подобострастия, в «ловушке» своего же тщеславия.

Тебе уже мало кто говорит, что на самом деле думает о качестве принимаемых тобой решений. Вот в этот момент и начинается разрушение: личностное разрушение собственника, и как следствие — разрушение бизнеса. 

Люди, которые поют дифирамбы первым лицам компаний, роют им огромную яму. Таким отношением они культивируют у владельцев совершенно преступное, с моей точки зрения, мнение, что если ты один раз победитель, то ты всегда победитель. Что прошлые успехи и достижения придают тебе какое-то особенное свойство, которым, конечно, не обладают другие.

Важно в этот момент понять, что нет у вас никакого божественного дара предвидения, зато, как правило, есть голова на плечах, а значит, готовность слушать и слышать аргументы, если их правильно представили.
И в наших проектах мне не раз удавалось наблюдать, как умные толковые собственники, которым вовремя задали правильные вопросы про их «интуитивное» решение, возвращались к казалось бы закрытой теме и меняли свое решение под воздействием понятных аргументов. И достигали, достигают и будут достигать успехов в своем бизнесе. Доказано практикой.