Меню

Надо уволить сотрудников? Объясните сокращения эффектом Рингельмана

Иллюстрация: mil.ru

Один работник все делает хорошо, двое — уже хуже, а восемь человек — просто ужасно? Еще в начале ХХ века психологи выявили эффект социальной лени, способа борьбы с которым так и не придумано.

В 1927 году французский ученый Максимилиан Рингельман провел ряд экспериментов, результаты которых оказались весьма интересными. Дело в том, что он смог доказать, что в команде человек не выкладывается на все 100%, в отличие от работы в одиночку. В научной среде результаты зафиксированы как «эффект Рингельмана», еще их называют «эффектом социальной лени», что весьма четко описывает суть явления.

Если есть напарник, зачем поднимать больше?

Эксперимент заключался в том, что самых обычных людей просили поднимать тяжести. Для каждого участника процесса фиксировали максимальный вес, который он «потянул». Затем людей объединяли в группы, все большие на каждом следующем этапе: по двое, по трое, по четыре и по восемь человек.

По логике, если один человек, условно, мог поднять 100 кг, то двое вместе могли оторвать от земли 200 кг или даже больше: уже тогда существовало мифическое представление о том, что групповая работа позволяет достичь большего, что ее результат превосходит сумму отдельных результатов членов группы.

Однако оказалось, что два человека поднимали только 93% от суммы индивидуальных показателей, a восемь участников эксперимента — вообще 49%.

Результаты решили проверить на других заданиях. Перетягивание каната (эксперимент провел немецкий ученый Отто Келер) показало тот же результат: чем больше человек в команде, тем ниже показатели.

В итоге Максимилиан Рингельман предложил формулу, по которой можно определить, сколько в среднем в общее дело вкладывает каждый член команды:

С = 100 – 7*(К-1),

где С — средний индивидуальный вклад участников; К — количество участников группы.

Эффект объясняется психологами социальной ленью, потерей мотивации. Работая в группе, люди уже не отдаются задаче полностью, a полагаются на коллег. При этом сами участники порой могут искренне считать, что выкладываются на все 100%, пишет MentalSkills.

Особенности социальной лени

— Индивидуальная ответственность за результаты труда. Чем выше ответственность, тем ниже социальная лень.

— Дружеские отношения, сплоченность группы. Производительность группы будет выше, если ее члены находятся в дружеских отношениях.

— Размер группы. Чем больше в группе человек, тем больше уровень социальной лени.

— Межкультурные различия. Группы, в составе которых присутствуют представители различных культур, более продуктивны, чем состоящие лишь из представителей одной культуры.

— Гендерный фактор. Женщины проявляют социальную лень меньше мужчин.

Можно ли преодолеть эффект Рингельмана

Никакие социальные технологии пока не позволили полностью преодолеть эффект Рингельмана. Чем больше группа, тем большую пассивность свойственно проявлять каждому человеку в ней. Но сегодня специалисты предлагают множество рекомендаций, которые сделают борьбу с групповой ленью более эффективной.

1. Найти идеальный размер команды

Организаторы групп часто используют правило «2 пицц». Команда не должна быть больше той, которую можно накормить двумя пиццами. Обычно это группа из 5-9 человек. Большее число говорит о слишком большом размере группы.

2. Контролировать численность группы

В процессе выполнения заданий размер группы может меняться. Если этого не контролировать, группа может увеличится до нежелательных, непродуктивных размеров.

3. Идентифицировать каждого

Члены группы должны чувствовать, что ценится вклад в общее дело каждого из них. Когда люди видят, что к их идеям и предложениям прислушиваются, они готовы приложить больше усилий для достижения общей цели. При этом следует четко идентифицировать вклад того или иного участника в выполнение задачи (например, через постановку оценок). Если члены команды чувствуют важность собственной роли, свою незаменимость, они менее подвержены социальной лени и меньше полагаются на подстраховку коллег.

4. Ставить четкие цели

Члены группы должны видеть четкую цель работы, тогда их деятельность будет заметно эффективнее.

5. Мотивировать

В группе любого размера важна мотивация. Если же вместе собралось достаточно много людей, именно наличие мотивации становится важнейшим показателем.