Меню

«Налоги в РФ — главное препятствие для инвестиций», — Михаил Абрамов, ЭАЦ «Модернизация»

«Независимые друг от друга исследования Счетной Палаты РФ и «Центра уровня жизни» показали, что введение в 2001 году «плоской» шкалы не решило ни одной задачи, которые при этом ставились».

Блоги DK.RU

Михаил Абрамов:

В России производить невыгодно даже по сравнению с развитыми странами. Мы об этом говорили давно. Теперь это утверждают и авторы доклада «Экономика роста», разработанного экспертами Столыпинского клуба под руководством С. Глазьева и Б. Титова.

Например, находящийся в г. Виннипеге (Канада) и принадлежащий российским собственникам тракторный завод в 2012 году имел прибыль $16,4 млн. На вопрос Путина, почему завод не переводят в Россию, президент «Росагромаша» К.А. Бабкин подготовил Справку с расчетами. В России завод работать не сможет, т.к. его убыток составит, $21,7 млн. В Канаде в 2012 году завод заплатил в виде налогов $47,9 млн., в России он должен был бы заплатить $74 млн., т.е. на $26,1 млн. больше. На заводе в Канаде работают 14 бухгалтеров, в  России для такого завода нужно 65 бухгалтеров. К тому же кредиты в Канаде 3,2%, электроэнергия вдвое дешевле, чем России и т.д.

Аналогичная ситуация при сравнении условий работы в России и США. В США нет НДС и налога на имущество, социальные сборы — 13,3%. Прогрессивная шкала НДФЛ — от 10% до 39,6%; годовой доход до $8500 подоходным налогом не облагается. Расходы до $2 млн. в год на приобретение оборудования сразу списываются на производство (амортизационная премия — 100%). В США прогрессивная шкала налога на прибыль предприятий — от 15% до 38%. Общий принцип в США: бедным гражданам и предприятиям дают возможность «подняться», а потом разумно «стригут». Половина граждан США освобождена от уплаты налогов. Сравнение налоговой нагрузки на малое производственное предприятие показало, что в США эта нагрузка в 3-5 раз меньше чем в России.

В России могут работать лишь те предприятия, которые не имеют ограничений в цене продукции (т.е. им не приходится конкурировать импортом и контрафактом) или уклоняются от уплаты налогов. В невыгодное производство никто инвестировать не будет. Это подтверждается тем, что, по данным Минпромторга, в 2014 году на российском рынке от 80% до 90% продукции стратегических отраслей (станкостроение, тяжелое машиностроение, радиоэлектронная, легкая, фармацевтическая и медицинская промышленность) составляла импорт.

Реальная собираемость налогов в России не превышает 50%.

Например, в 2013 году был собран НДФЛ в сумме 2,26 трлн. руб., что при определенной Минфином эффективной ставке НДФЛ 10,79%, соответствует доходу населения 21 трлн. руб. А потребительские расходы в том же году составили 48 трлн. руб.

Другой пример. За продукцию, произведенную и реализованную в России, был собран НДС в сумме 1,8 трлн. руб., что соответствует налоговой базе 9 трлн. руб., а добавленная стоимость продукции, подлежащей обложению НДС, согласно Росстату, составила в том же году 35 трлн. руб.

Народ от уплаты налогов успешно уклоняется. Но одни уклоняются, чтобы выжить, а другие из принципа: зачем платить, если можно не платить.

Главное условие развития экономики — наличие покупательского спроса.

В 2015 году покупательский спрос упал на 10%. А если нет спроса, не будет и производства. Сегодня эта проблема может быть решена перераспределением доходов населения. В России сумма доходов 1% населения соизмерима с суммой доходов остальных 99%. Во всем мире эта проблема решается одним способом — совершенствованием подоходного налогообложения и, в  частности, введением прогрессивной шкалы подоходного налога. Прогрессивная шкала есть во всех странах G20, ОЭСР, БРИКС и т.д.

Для преодоления «Великой депрессии» президент США Ф. Рузвельт в 1934 году ввел максимальную ставку подоходного налога, равную 91%. И богатые конгрессмены его поддержали, т.к. в противном случае боялись потерять голову. Сегодня в США максимальная ставка 39,6% с годового дохода свыше $400 тыс.

Независимые друг от друга исследования Счетной Палаты РФ и «Центра уровня жизни» в 2003-2004 годах показали, что введение в 2001 году «плоской» шкалы не решило ни одной задачи, которые при этом ставились. Кроме корыстных соображений или некомпетентности, никаких других препятствий для введения в России прогрессивной шкалы сегодня нет. Более того, если сегодня максимальную ставку можно ограничить 40-50%, то через некоторое время нам не поможет и 91%, который был в США. Естественно, вводить прогрессивную шкалу необходимо одновременно с реформированием всей системы подоходного налогообложения. Именно эффективная система подоходного налогообложения во всех странах является главным инструментом борьбы с коррупцией и с теневой экономикой. Ведь все наворованное превращается в недвижимость, банковские вклады и т.д. И не важно: в России или за рубежом — налоговый инспектор (если это будет его обязанностью) найдет везде и спросит: откуда деньги, покажи, уплатил ли ты налог.

Сложность налогового администрирования — еще один тормоз на пути инвестиций.

«Книга покупок» и «Книга продаж» с  троекратной записью каждой продажи, налоговый учет, который надо вести параллельно с бухгалтерским учетом, оформление возмещения НДС — неполный перечень «заморочек» бухгалтера. Отчет в налоговую инспекцию — несколько десятков страниц текста и расчетов. На каждой из этих страниц возможны ошибки с последствиями вплоть до уголовных — сегодня в тюрьмах сидят более 100 тысяч предпринимателей. Многие из них сидят из-за разногласий с налоговой инспекцией в оценке отчетных данных и, в первую очередь, по НДС. Переход на электронную отчетность проблему не снимает. Не зря же на тракторном заводе в Канаде работают 14 бухгалтеров, а в России для этого завода потребуется 65 бухгалтеров. На проблемы администрирования указал В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию 3 декабря 2015 г.: «Опросы показывают, что предприниматели пока не видят качественных подвижек в деятельности контрольных и надзорных ведомств».

Мы, эксперты ЭАЦ «Модернизация», предлагаем:

  1. Объем налогового отчета сократить с 50-100 страниц до 2-3 страниц. Проект формы давно разработан и рекомендован Налоговым форумом ТПП РФ в 2007 г. Доработку формы отчета следует поручить авторам с участием ФНС и Минфина.

  2. Ставку НДС следует снизить до 8-10%, сократить льготы по НДС, отменить, по примеру Китая, возмещение НДС экспортерам сырья. Кроме того, следует изменить методику расчета НДС: считать НДС «прямым» способом как произведение добавленной стоимости (сумма зарплаты, прибыли, амортизации и уплаченных налогов, приходящихся на реализованную продукцию) на ставку налога. С последней идеей уже дважды (в 2007 и 2014 годах) к президенту России выходил Б.Ю. Титов. Для реализации предлагаемых мер нет никаких теоретических и практических проблем. Только корыстные интересы некоторых лиц, нежелание и (или) некомпетентность чиновников. Тем не менее, проверку эффективности следует провести в одном из регионов страны, например, в Крыму.

  3. Разработать Дорожную карту постепенного перехода к прогрессивной шкале подоходного налога. Например, на первом этапе установить необлагаемый налогом доход, равный величине прожиточного минимума, а свыше этого дохода установить ставку, например, 20% — и бюджет ничего не потеряет, и бедным будет лучше.

  4. Реализация предлагаемых мер даст бюджету дополнительно 3-4 трлн. руб.