Меню

Не хватайтесь за первую мысль, она подведет. Как выбрать идею, которая спасет ситуацию

Иллюстрация: pixabay.com

Оценить, насколько разумна та или иная идея, очень сложно. Но принимать решение все равно нужно. Совет таков: выбирайте «план №2», с первым что-то точно не так. ИССЛЕДОВАНИЕ.

Очередное исследование школы бизнеса Стэнфордского университета посвящено тому, как люди оценивают креативность собственных идей. Можно ли усовершенствовать этот навык? Эксперименты показали, что на самых ранних этапах творческого процесса (когда только-только появляются грубые наметки) люди не слишком хорошо понимают, какие идеи наиболее перспективны, но обычно со второй попытки им это удается.

— Оценивать креативность сложно, — говорит автор исследования, доцент Стэнфордской школы бизнеса Джастин М. Берг. — Многие исследования показывают, что люди не очень хорошо с этим справляются, им мешает ряд предубеждений и проблем.

Ученые провели пять экспериментов, во время которых участники занимались творческими проектами, например, разработкой нового оборудования для фитнеса или способа не дать людям заснуть в автономных автомобилях. Люди должны были придумать три идеи и оценить их перспективность с творческой точки зрения. Затем участникам дали еще немного времени, чтобы проработать и завершить один из проектов. Затем отдельная группа экспертов и потребителей оценивала креативность идей участников.

Оказалось, что в ситуации, когда у участников было мало времени для проработки идей, эксперты и потребители в итоге оценивали их так же, как сами авторы. Но когда у людей было больше времени, самыми креативными признавались те идеи, которые сами участники ставили на второе место.

Берг сравнивает эту ситуацию с басней о черепахе и зайце. Идея, оказавшаяся на втором месте, изначально не имела преимуществ, но в итоге оказывалась лучшей.

Самые многообещающие первоначальные идеи неизменно ставились на второе место, — говорит Берг. — Люди не совсем безнадежны в определении лучшей идеи, и это не случайно, что означает, что они могут добиться большего.

Независимых экспертов также попросили оценить, насколько абстрактной была каждая идея. Оказалось, что идеи, изначально попадавшие на второе место с точки зрения креативности, были более абстрактными, чем идеи, занимавшие первое место. Ученый объяснил это тем, что конкретная идея обязательно более продуманна, поэтому ее достоинства более очевидны. Абстрактные идеи, даже очень хорошие, трудно счесть многообещающими.

Люди ценят в своих первоначальных идеях конкретность слишком сильно, а абстрактность — слишком мало. Самые лучшие идеи, скорее всего, в своем первоначальном виде не будут казаться очень креативными — им не хватает содержательности, чтобы можно было увидеть их потенциальную оригинальность и полезность, — добавляет Берг.

Затем участников попытались настроить на более абстрактное мышление — используя вопросы типа «Почему это хорошая идея?», а не «Насколько хороша эта идея?» — и попросили еще раз оценить креативность своих идей. На этом этапе участники смогли лучше определить наиболее перспективную идею.

Читайте также: Мозговые штурмы портят все. Рабочие ситуации, в которых нужно прятаться от коллег

Конечно, в исследовании есть очевидные недостатки. Результат может быть иным, если попросить участников поработать с большим количеством идей.

«Когда у вас много первоначальных идей, самая многообещающая из них может не оказаться на втором месте рейтинга, — говорит ученый. — Она может быть где-то в верхней половине — ниже первой строчки, но выше идей, которые вы считаете худшими».

Берг рассказал, что мы, вероятно, убиваем много замечательных идей на ранних этапах творческого процесса, даже не понимая этого. В связи с этим ученый советует выбирать более конкретные идеи, если вы ограничены во времени (так как они достигнут своего потенциала быстрее всего). Но если есть время — попробуйте сосредоточиться на вопросе о том, почему (а не насколько) идея хороша, чтобы переключиться на более абстрактное мышление, а затем выберите самый перспективный замысел. Если время и ресурсы позволяют, проработайте детально две идеи, а не одну. Выберите самый надежный и самый рискованный варианты, но сначала возьмитесь за рискованный. При работе с более абстрактными идеями не делитесь ими ни с кем, пока не сделаете их более конкретными.