Меню

«Не нужно дружить с говнюками!». Как договориться с партнерами по бизнесу — Антон Писчиков

Иллюстрация: Личный архив в сети Facebook

«Однажды у нас с партнерами наступил кризисный момент — мы стали ругаться, начались конфликты, предъявления друг другу претензий. Начали копать, вытаскивать свои мысли наружу. Ух!».

Антон Писчиков, соучредитель ГК MOZGO и сети барбершопов Boy Cut:

— Все детство я провел в предпринимательской среде — мой отец занимался бизнесом, и с 1990-х годов я то и дело слышал фразу: «Не делай бизнес с друзьями!». И правда, у многих есть такое убеждение: бизнес — это проблемы, а если вмешивать сюда друзей, то трудности автоматически удваиваются. Но один мой партнер по проекту Boy Cut как-то на это сказал: «Не нужно дружить с говнюками!». И я с ним согласен. Когда мы формируем дружеский круг, почему он обязательно должен меняться на уровне бизнеса? Почему оттуда должны вылезать боль и сложности?   

Как ни крути, а партнерство дает невероятный потенциал для роста — это ракета! Мы всегда ограничены в ресурсах — не хватает средств, времени, людей. Когда я начинал свои проекты, то был обычным менеджером по найму на среднем уровне — без денег, контактов, связей и интуитивно понимал: нужные ресурсы я смогу получить через партнерство. Причем абсолютно у каждого есть рядом человек, обладающий тем ресурсом, который тебе сейчас нужен. И построение взаимоотношений позволяет его использовать. К тому же сейчас все так быстро меняется, что в одиночку сложно успевать и выдавать качественный продукт. А любое партнерство добавляет скорости.  

Проблемы, конечно, могут возникнуть. Но в партнерстве чаще всего они появляются не из-за другой стороны, а из-за тебя самого — от твоих ожиданий и ответственности. И прежде чем решаться на такой формат бизнеса, нужно честно себе ответить на вопрос: а ты сам можешь быть партнером? Командный ли ты игрок и можешь ли быть частью целого?

Я, например, когда занимался футболом, обычно играл на позиции левого защитника — так решал тренер. А хотел быть нападающим. Думал: «Ну кто вообще знает хоть одного левого защитника?! А форвардов знаменитых множество!». Переживал. Так вот, командная работа — это когда вас ставят левым защитником и вы принимаете эту позицию.

Также нужно понять, а можешь ли ты достигать своих собственных целей. Мы часто даем себе обязательства — начать бегать по утрам или бросить курить с понедельника, но далеко не все доводят дело до конца. И в партнерстве это может стать проблемой.    

Но если человек уже пошел по пути партнерства в бизнесе, то нужно понимать главное: у партнеров должны совпадать базовые ценности и их нужно определить сразу же. Найти время, сесть и обсудить ту базу, на которой в дальнейшем все и будет строиться. У меня, например, есть близкий круг бизнес-партнеров, мы общаемся каждый день.

Нас четверо, и это очень непростая конструкция с невероятным количеством различных восприятий друг друга. И мы определили для себя пять ключевых ценностей: развитие, удовольствие, реализация, качество и 24/7. Это значит, что мы хотим достигать большего, кайфовать, не просто присутствовать в команде, а отвечать за важную часть проектов, делать качественный продукт и в любой момент быть в коммуникации. Сейчас эти пять ценностей делают нашу совместную работу намного проще.   

Также важно понимать, каковы ожидания всех партнеров.

Однажды у нас в команде наступил кризисный момент — мы стали ругаться, начались конфликты, предъявления друг другу претензий.

И состоялся задушевный разговор — я тогда познакомился с инструментом, который позволяет работать с ожиданиями. В общем, каждый ответил на три вопроса: каковы мои ожидания относительно меня самого — допустим, на год. Например, я хочу быть стройнее, стать лидером команды, хочу, чтобы меня слышали, хочу получать больше денег, чем другие. Второй вопрос: что от меня ожидают партнеры, на мой взгляд. Там так интересно! Начинаешь копать, вытаскивать свои мысли наружу, ух! И третий вопрос: что я жду от каждого из партнеров. Потом все написанное попадает на общее обозрение. Это бомба! Когда все проясняется, намного легче найти взаимопонимание. Мы после такого разговора составили итоговое партнерское соглашение. Оно выглядит так: 

Мы будем работать как команда, ничего друг от друга не утаивая и в случае необходимости сообща принимая решения. Мы будем прилагать все усилия, чтобы укреплять доверие между нами и не закрывать глаза на обстоятельства или поступки, которые могут его разрушить. Мы не станем сговариваться двое против одного, трое против одного и так далее, а будем откровенно все обсуждать. Мы будем вести себя осмотрительно и не станем обсуждать наши внутренние дела ни с сотрудниками, ни с членами семьи, ни с другими посторонними лицами. Раз в квартал мы будем устраивать встречу с высшим руководством в целях критического анализа и улучшения взаимодействия между отделами. Раз в год будем проводить выездное собрание или пересмотр соглашения: первый день мы посвятим анализу нашей совместной работы, а второй — анализу функционирования компании. Мы не станем афишировать наше владение компанией. Мы будем ценить всех сотрудников и не станем играть в любимчиков. Наши взаимоотношения всегда будут важнее всего остального, включая деньги.

Мы не допустим, чтобы партнер узнал о кризисе в нашей сфере ответственности от посторонних людей, мы всегда будем сразу сообщать друг другу о серьезных проблемах. Мы будем терпеть друг друга.

Никто из нас не сделает того, что может подорвать доверие в других партнерах. Если мы начнем в чем-то сомневаться, мы просто об этом поговорим. 

При этом мы понимаем: эта конструкция собрана на определенный период, возможно, в дальнейшем что-то изменится. Никто не статичен, у человека может родиться ребенок, или он закончит MBA, или девушка его бросит — любые события влияют на нас и делают невозможным существование и работу в прежнем режиме. И чтобы сохранить отношения, нужно не трястись над выстроенной ранее конструкцией, а строить новую — с учетом изменений.

Мы с партнерами поставили себе задачу: если что-то пойдет по-другому, мы сядем, поговорим и создадим новый формат взаимодействия, комфортный каждому из нас. Очень важно, чтобы коммуникация между партнерами была постоянной: к примеру, встречи раз в неделю продолжительностью в час. Нужно слушать и слышать друг друга — причем вовремя. Это единственный способ, чтобы не развалиться. 

Колонка написана на основе выступления на бизнес-форуме «Люди бизнеса»; автор текста Екатерина Стихина