Меню

“Не платите деньги журналистам, заинтересуйте их бесплатно”

Прошедшим летом в Екатеринбурге впервые прошел мастер-класс «Креативные технологии в паблик рилейшнз» профессора МГУ, доктора политических наук Александра Чумикова. Одновременно с этим состоялась п

Прошедшим летом в Екатеринбурге впервые прошел мастер-класс «Креативные технологии в паблик рилейшнз» профессора МГУ, доктора политических наук Александра Чумикова. Одновременно с этим состоялась презентация учебно-методического пособия с одноименным названием, вышедшего в екатеринбургском издательстве «Баско». Александр Чумиков удачно сочетает научную работу с бизнесом, являясь генеральным директором Международного пресс-клуба, который входит в десятку наиболее успешных российских ПР-агентств. Г-н Чумиков любезно согласился ответить на вопросы директора «РАСО-Екатеринбург».

— Александр Николаевич, по Вашему мнению: «паблик рилейшнз» — профессия или призвание? Можно ли любого человека обучить эффективно пользоваться ПР-технологиями?

— Конечно, это профессия. Но нельзя стать ПР-специалистом с «чистого листа». В идеале специалист данного профиля должен предварительно получить еще одну базовую гуманитарную квалификацию: журналиста, социолога, психолога. Тогда его можно обучить ПР-технологиям. В другом случае… и попугаев учат разговаривать.

— Как Вы считаете, каково принципиальное отличие российского ПР от западного? Могли бы Вы дать характеристику российскому ПР на данном временном отрезке его развития?

— Сегодня российский ПР менее профессионален, менее технологичен, чем западный, зато в нем много творчества. В Москве ПР вполне развит и конкурентоспособен: мы успешно конкурируем с западными специалистами и интегрируемся в мировое ПР-сообщество. Нельзя сказать, что и в регионах ПР слаб — просто он там неравномерен и неоднороден.

— Каковы, по Вашему мнению, перспективы развития ПР-бизнеса в российских регионах?

— Самые многообещающие. Причем, такое утверждение не есть проявление обычного оптимизма. Смотрите: началась перестройка, и некто стал продавать на рынке какие-нибудь «самопальные» джинсы. Когда первичные запросы продавца были удовлетворены и он пожелал зарабатывать больше, то начал заниматься рекламой своего товара. Когда и эта стадия оказалась пройденной, обнаружилась необходимость хорошего имиджа в государственных и коммерческих кругах, демонстрации своей гражданственности, солидности или еще чего-то, что помогает развивать бизнес. Тут-то и понадобился специалист по ПР. Азбука развития! Добавлю: если бизнесмен плохо произносит словосочетание «паблик рилейшнз» или не знает его вообще — от этого ничего не меняется. Где развивается бизнес — там развивается и ПР.

— Могли бы Вы назвать основные тенденции в развитии политического ПР в России?

— В числе позитивных — профессионализация политической ПР-деятельности. В числе негативных — стремление все купить и играть без правил.

— Какую часть занимает политический ПР в общем объеме проектов Международного пресс-клуба?

— В эволюционный (не связанный с выборами) период — 10%, в революционный (связанный с выборами) — 50% и более.

— Как бы Вы оценили состояние предвыборной борьбы в регионах, в том числе в Свердловской области?

— Здесь присутствуют почти все плюсы и минусы, свойственные общероссийскому политическому пространству, начиная от борьбы мэра и губернатора и кончая методами политической конкуренции.

— На Ваш взгляд, является ли использование «грязных» технологий показателем личной нечистоплотности политконсультантов, использующих эти технологии? Какие условия могли бы препятствовать распространению «грязных» технологий?

— Пока работают законы достаточно варварского политического рынка, политконсультанты им следуют. Но вместо них нужно создавать другие — например, в виде легитимных кодексов профессионального поведения в период выборной кампании. Далее нужно внедрять систему сертификации агентств политконсалтинга.

— Можно ли избежать «черного» ПР в России? Какие для этого нужны условия?

— «Черный» ПР — это прежде всего покупка журналистов и проведение рекламных материалов под видом нерекламных. Чем больше таких материалов, тем в большей степени мы отрываемся от реальности и погружаемся в виртуальную действительность. Туда же со временем погружается и заказчик «черных» материалов, ведь эффективность этих материалов иллюзорна. Можно ли избежать «черного» ПР? Конечно. Не платите деньги журналистам, старайтесь их заинтересовать бесплатно. И все.

— Неизбежна ли в ПР-технологиях функция манипулирования общественным сознанием?

— Разумеется. Все мы в любом случае бессознательно интерпретируем некоторую информацию. А почему нельзя заниматься этим целенаправленно? Ведь ПР есть управление общественным мнением в определенных интересах. В чьих интересах, спросите Вы? Я буду управлять в своих интересах, а Вы управляйте в своих. Рыночная конкуренция, понимаете ли. Другое дело, что нельзя обманывать. Под обманом понимается не манипулирование-интерпретация, а прямое искажение цифр и фактов.

— Можете ли Вы назвать проекты или персоны, поразившие Вас, например, за последний год, полгода своей креативностью?

— Извините за нескромность, но многочисленные примеры креативных проектов приведены в моей книге «Креативные технологии паблик рилейшнз», которая в 1998 году издана в Москве, а в 1999 — в Екатеринбурге. Если говорить о дополнительных личных впечатлениях, то к числу креативных личностей в бизнесе я бы отнес Бориса Березовского, Анатолия Чубайса, Владимира Довганя. Возможно, Вы их не любите, возможно, и я не люблю. Но отказать им в творческой дееспособности трудно. В числе известных креативных бизнес-проектов стоит назвать, например, раскрутку сигарет «Петр Первый» и «Русский стиль» (Компания RJR), очередной творческий взлет Компании «Кока-Кола» (Иван-Царевич, Жар-птица и др.), промоушн газет и журналов Издательского дома «Коммерсантъ». Из тех, с кем работал Международный пресс-клуб буквально в последние недели, очень хорошее впечатление с точки зрения креатива произвели Сергей Ястржембский и команда (кстати, очень небольшая) ПР-специалистов БашКредитБанка.

— Каковы Ваши впечатления от работы с екатеринбургскими специалистами по связям с общественностью? Можете ли Вы оценить уровень их профессионализма в сравнении с другими регионами России, где Вам приходилось работать?

— Впечатления весьма приятные, а уровень профессионализма — выше среднероссийского.