Меню

Новому поколению не нужны 20 сортов колбасы. Как «зеты» «убьют» традиционный ритейл

Иллюстрация: https://pixabay.com

Поколение бэби-бумеров, которым сейчас от 55 до 75 лет, и так называемые «иксы» (35-54 года) строили продуктовые магазины для себя. Современному поколению они попросту не нужны.

Почему традиционный ритейл умирает  этот вопрос давно интересует представителей отрасли. Дело вовсе не в том, что продуктовые площадки устремились в онлайн, считает эксперт в области ресторанного бизнеса и ритейла Денис Яхно. Причина кроется, как всегда, в банальных вещах. «Сытому» поколению, которое входит в активную фазу потребления, не интересны 20 сортов колбасы и миллион видов пельменей на продуктовых полках.

Те, кто вырос в СССР  бэби-бумеры и представители поколения Х  жили в условиях продуктового дефицита и считают, что большое разнообразие продуктов одного вида  ключ к успеху.

«Сытые»  миллениалы и поколение Z  живут как будто в параллельном мире. Они даже не замечают вывесок магазинов, которые с такой любовью строили их родители. 

Проблема падения спроса и потребления кроется в том числе и в этом. Зеты и поздние миллениалы вообще не понимают, не осознают того, что ценно нам. Их мозг устроен иначе, он системен, как смартфон, а всё, что вне системы, того просто не существует по определению,  говорит Денис Яхно.

По оценкам социологов, новое цифровое поколение войдет в особо активную фазу потребления через два года. Поэтому традиционному ритейлу, чтобы выжить, придется принять их условия игры и запомнить несколько очень важных правил.

1.     Растет поколение, которое не будет готовить дома

Наверное, после этой фразы представители общепита радостно потерли ладоши. Но напрасно. Миллениалы и «зеты» нацелены на то, чтобы получить услугу в один момент, в один клик. Сидеть в ожидании своего заказа и стоять у плиты они не будут  не для того им дана молодость.

Кстати, эмоции они уже не получают через еду, порог эмоций увеличился, посещение ресторанов не вызывает радости, а вот прыжок с парашютом  самое то. Слова не мои, а подобных ребят, привожу почти дословно, — отмечает Денис Яхно.

2.     Матрица потребления по сравнению с нами уменьшена раз в пять

Для более старшего поколения для хорошей жизни важно было иметь квартиру, машину, дачу, отдых, состояние, солидный счёт в банке. Из этого списка молодым потребителям не нужно почти ничего. Их задача не копить, а работать в удовольствие, обеспечивая лишь своё существование. У них очень немного вещей, на которые они готовы тратить деньги, а работать ради денег всю жизнь вообще для них из области фантастики.

3.     Они доверяют машинам больше, чем людям

Самый верный друг миллениалов и «зетов»  смартфон, который они получили в коробочке. Поэтому для них любые «коробочные» сервисы и всё, что угодно, сделанное фабричным способом,  именно то, что нужно.

Доверие ко всему, что сделано на больших фабриках поистине безгранично. А всё, что сделано руками людей, для них непонятно или даже опасно. Ровно также они относятся к еде. Еда в одноразовой упаковке  ровно то, чего они ждут, — продолжает Яхно.

У ритейлеров может возникнуть логичный вопрос: что делать с площадями? Одни неминуемо откажутся от огромных торговых залов-лабиринтов, другие сделают умнее:

Площади сохранят только те, у кого помимо страха за будущее есть ещё и логика, и которые, разложив ситуацию на составляющие, поймут, что добавив предметы второй необходимости на полки, только усилят своё конкурентное преимущество. Одежда и обувь брендов для миллениалов на полках продуктовых магазинов уже почти реальность! Почему? Ещё раз напоминаю про логику смартфона  все в одном месте и в один клик»,  отмечает эксперт.

Куда бежать и что делать?

В основе успеха любого офлайн бизнеса лежит визуал. Визуал  то, что человек видит перед тем, как переступить порог магазина, ресторана, салона. Раньше визуальной рекламой служила вывеска. Сейчас всё стало сложнее, поскольку перед тем, как куда-то пойти, человек ищет информацию в интернете. Но если после того, как перешагнув порог, не понимаешь, куда ты пришёл, то не покупаешь вообще ничего или только самую малость.

В августе на Октябрьском поле открылся новый магазин «АВ Дейли». Вот ребята постарались, смогли решить все коммуникационные потребительские задачи в один поворот головы. Вошёл, и прямо перед тобой стойка с предупакованной кулинарией. Всё понятно: зачем, что, почём. Поворот головы вправо, и зона выпечки, бутеров и кафе. Взял с полки еду, сделал два шага, дал разогреть и всё готово. Остальной магазин только для ассортимента, основа  прямо напротив входа. Всё понятно в один шаг,  привел удачный пример Денис Яхно.

Кроме того, эксперт рассказал, от каких продуктов следует отказаться «магазину будущего». Во-первых, это колбаса, которая раньше считалась признаком достатка в семье. Сегодня колбасные изделия ассоциируются у молодых людей, напротив, с бедностью. В корзину ненужных товаров попадает и хлеб. Количество потребляемого хлеба падает год за годом.

Что делать дальше? Для начала очистить мозг от хайпа и взглянуть правде в глаза. Ещё немного, и новые поколения забудут про хлеб и откажутся от его потребления. А вместе с хлебом канут в Лету и пельмени 20 сортов, и колбаса, и целые отделы макарон, и одинаковые крупы в «как бы» разных упаковках! Функциональность,  вот, чего ждет от ритейла поколение, которое через несколько лет перестанет ждать и перейдет к решительным действиям. И трепещите те, кто по старинке привык «давить» разнообразием. Вы убиты!»  резюмировал Яхно.