Меню

«Нужно это или нет?». Почему Минфин видит риски конкурентоспособности в укреплении рубля

Министр финансов заявил, что отечественный бизнес адаптировался к курсу в районе 60 руб. за доллар, и дальнейшее укрепления рубля угрожает конкурентоспособности промышленности.

Сильное укрепление рубля нежелательно, Минфин предложит бюджетную политику, которая позволит его избежать, заявил глава министерства Антон Силуанов в интервью телеканалу «Россия 24». 
 
«Если мы будем тратить все нефтегазовые доходы на дополнительные расходы, это будет приводить к укреплению курса рубля. Хорошо это или нет? Для нашей промышленности, которая уже привыкла к курсу 60 рублей за доллар, дальнейшее укрепление приведет к снижению конкурентоспособности. Нужно нам сейчас это или нет?», — цитирует министра «Интерфакс».
 
По его словам, дополнительные курсовые колебания сейчас ни к чему, и дополнительные нефтегазовые доходы в основном лучше сберегать и направлять в резервы. Рыночных причин для существенных колебаний курса рубля в 2017 г. Минфин не видит. По словам Силуанова, все будет зависеть от динамики роста ставок Федеральной резервной системы США, но она не должна иметь серьезные последствия для курса нацвалюты.  
 
Председатель ЦБ Эльвира Набиуллина накануне отметила, что рубль уже не так чувствителен к колебаниям цен на нефть и более-менее стабилен. По ее словам, ЦБ в любом случае не ожидает каких-то потрясений, потому что плавающий курс амортизирует внешние шоки. 
 
Впрочем, Яков Миркин, заведующий отделом международных рынков капитала ИМЭМО РАН в декабре отметил, что рубль снова переоценен и мешает росту экономики. Он ожидает новой взрывной девальвации рубля. 
 
«Это стандартный механизм подготовки будущего валютного / финансового кризиса в России (и не только), который уже сработал три раза, и, видимо, может сработать четвертый.
 
А то мы все удивляемся, как рубль может укрепляться при падающей экономике и сжимающемся бюджете? Как? А вот так — на потоке горячих денег, валюты нерезидентов (и, может быть, не только нерезидентов), предъявляющих спекулятивный спрос на рубли, чтобы с высоким доходом вывести обратно в валюту», — писал Миркин.