Меню

«О стрессе недостижения говорят незаслуженно мало. Не достигая цели, мы себя можем убить»

Иллюстрация: Личная страница на Facebook

«Планирование — это такой универсальный успокоительный процесс. Ежегодное планирование в компаниях сродни оргии: суеты много, а удовольствия никакого». Когда постановка целей бывает лишней?

Дмитрий Волошин, сооснователь проекта «OTUS. Онлайн-образование», рассуждает о вреде излишнего целеполагания: 

— Гигантский вред наносят цели и планирование. Да, именно так. Надо только договориться, что мы понимаем под этими терминами. Целями в бизнесе обычно являются финансовые показатели. Их достижение считается успехом, недостижение — существенной проблемой. Компании и люди в компаниях заявляют показатели, ориентируясь на здравый смысл, который весьма оптимистичен. Нет, никто никого не хочет обманывать. Ну почти. Просто 80% из нас верят в светлое будущее и искренне хотят, чтобы все было хорошо. Поэтому цели становятся амбициозными, измеряемыми и недостижимыми. Насколько конкретная цель на смехотворный период времени, скажем, три года, реалистична? Абсолютно не реалистична. Дело даже не в том, что мы плохо считали. Дело в том, что мир меняется непредсказуемо.

Вместо цели мы получаем ложный ориентир. Мы надеваем на глаза шоры, и вместо окружающего пейзажа видим целевые значения выручки и EBITDA.

Вместо качества продукта — капитализацию, вместо качества обслуживания клиента — CPO, вместо удовлетворенности сотрудников — ROI. Цели вредны еще и своей невротической сутью.

Достижение цели вызывает краткий, сокращающийся от частоты успешного достижения, всплеск счастья. Счастье приятно, и оно заставляет ставить все более и более амбициозные цели. Ставить цели чаще, чтобы чаще достигать счастья. Это наркомания достижения, о ней много сказано без меня.

А вот о второй стороне, стрессе недостижения, говорится незаслуженно мало. Ставя цели и не достигая целей, мы себя можем убить. Буквально, измотав душу ночами рассуждения с самим собой о собственной никчемности.

Справляясь со стрессом, мы планируем. О, планирование! Это такой универсальный успокоительный процесс. Плохо с продажами? Планируй. Растет себестоимость продукта? Планируй! Ссоры в коллективе? Планируй!!! Ежегодное планирование в компаниях сродни оргии: суеты много, а удовольствия никакого. Но суть этого мероприятия вовсе не в том, чтобы вычислить и обосновать бюджеты.

Поверьте мне, большая часть бюджетов верстается вовсе не на основе предиктивных математических моделей, основанных на теории управляемого хауса и подкрепленных машинным обучением. Все делается примерно наоборот. 

В начале мы определяем (интуичим или методом «пол-палец-потолок» или спрашиваем мнение начальства) цели, а потом подводим под них базу. Иногда — математическую. И эти бюджеты и эти планы ложатся на стол парней, которых надо успокоить. Эти парни поставили себе амбициозные цели и их трясет от собственной крутости и возможного провала. Им не хватает седативных и кокса, их может успокоить только планирование всем кагалом.

Что я хотел сказать? Наверное, есть смысл определять вектора. Компании же нужна идентичность и сотрудникам надо понимать, куда идем. Наверное, имеет смысл планировать ближайшее будущее. Без него, без тактических целей, хаос перестает быть управляемым и жаркие бои дизориентированных сотрудников превращают бизнес в цирк или морг. А вот все, что между вектором и тактическим планом, вероятно, вредно. Потому что цели и планы — это обязательства и обещания. Нарушая их, ты чувствуешь себя непорядочным человеком. А кому это нравится? Мы же все очень порядочны. В душе. Очень глубоко.