Меню

Обувщик меняет кожу

Кто кого обувает В прошлом году на "Уралобуви" горела крыша. Рабочие, которым поручили ее ремонт, уронили в цех спецобуви газовую горелку. 17 пожарных машин, подоспевших на вызов, несколько часов т

"Уралобувь" уже не называют флагманом отрасли: предприятие работает на грани рентабельности. Больше половины цехов простаивает. По данным маркетологов, продукция фабрики находит спрос у людей старше 40. Между тем сайт "Уралобуви" сообщает: "Пройдя сквозь бурные и непростые годы минувшего десятилетия, предприятие уже в качестве торгово-промышленной компании уверенно смотрит в будущее и занимает достойное место среди отечественных товаропроизводителей". Чтобы узнать, как обувщики добились успеха, на предприятие отправился корреспондент "ДК".

Кто кого обувает

В прошлом году на "Уралобуви" горела крыша. Рабочие, которым поручили ее ремонт, уронили в цех спецобуви газовую горелку. 17 пожарных машин, подоспевших на вызов, несколько часов тушили пламя - здание старое, перекрытия сделаны из дерева. В огне погибло 2000 колодок для обуви и кое-что по мелочи. Ущерб оценили в 400 тыс. руб. Говорят, что предприятие легко отделалось: неизвестно, как развивались бы события, если бы вспыхнул полиуретан. Гипотеза о поджоге, как мести пролетариев за задержку зарплаты, выдвинутая наблюдателями, оказалась беспочвенной.

На производстве инцидент не отразился - фабрика продолжает выпускать 600 тыс. пар обуви в год. Хотя масштаб уже не тот. При социализме "Уралобувь" имела шесть филиалов: в Ирге, Ишиме, Каменске-Уральском, Нижнем Тагиле, Ноябрьске и Тюмени. Вместе с головным предприятием они ежегодно делали 12 млн пар обуви - от кирзовых сапог до детских пинеток.

- О сбыте голова не болела, - вспоминает исполнительный директор АЛЕКСАНДР ЮРПАЛОВ. - Шили себе обувь и шили. Потом загружали в контейнеры и отправляли потребителю. На предприятии существовала должность директора торговой базы - укрупненного отдела сбыта со своей структурой и расчетным счетом. Выполнили план - получили деньги. А сегодня главное - продать.

Теперь филиалы живут сами по себе. Некоторые уже закрылись, а те, что работают, заметных успехов не достигли. Тем временем производство обуви в России увеличивается. За первые шесть месяцев 2002 г. рост составил  15,4%, а на "Уралобуви" с января по октябрь - 41%.

Однако появившиеся в печати сведения, что компания начала поставлять продукцию за рубеж, подтверждения не нашли. Став частным предприятием, фабрика выжила за счет армейских заказов и спецобуви для металлургов и нефтяников. Сапоги и ботинки, сшитые для корпоративных клиентов, занимают около 60% объема продаж. Остальное приходится на модельную обувь. ВИКТОР ИВАНИСЕНКО, директор ТПК "Уралобувь": На самом деле это неправильно. Доля специальной обуви не должна превышать 20%. Но без заказов предприятий нам пока не обойтись. В отличие от Вооруженных сил, которые хотят получать все бесплатно, заводы исправно перечисляют деньги.

По оценкам, уральские заводы ежегодно раскупают 1 млн пар спецобуви, причем 90% этого количества поставляют Украина и Белоруссия. Есть и два региональных конкурента: кунгурская фабрика, тоже выпускающая спецовку, и челябинская фирма "Юничел", занимающая первые места в рейтингах отечественных обувщиков. При этом г-н Иванисенко считает, что в первую очередь надо опасаться китайцев и итальянцев.

 

Производственная тема

Когда "Уралобувь" строилась, это была окраина города. Земли - сколько хочешь. Фабрика взяла 14 га, что по тем временам было нормой. Теперь есть, что сдавать в аренду. За счет арендаторов кредиторскую задолженность удалось снизить вдвое. Однако с непривычки на территории можно заблудиться.

- Когда я пришел сюда работать, долго не мог сориентироваться, что и где расположено, - говорит по дороге в цех раскроя г-н Юрпалов. - А принцип очень простой: в общем здании есть центральный коридор. Из него можно попасть в любой цех.

С началом капитализма выяснилось, что избыток площадей увеличивает себестоимость. Чтобы выйти из положения, надо было строить многоэтажное здание и переносить производство туда. Новый корпус начали возводить в 1993 г., а в 1995 все заморозили из-за нехватки денег. На завершение строительства и покупку оборудования нужно $5 млн. Кое-что за последние два года уже приобрели. В том числе - итальянские станки для модельной обуви. Хотя есть машины, которые работают с 60-х гг. На фабрике говорят, что это ничего не значит, поскольку обувное производство - на 70% ручной труд.

Все заготовки делают в цехе раскроя, где начинается технологический цикл. Их вырубают на прессах при помощи резаков. Там же обрабатывают подошвы. Потом все связывают в пачки, кладут на тележку и по центральному коридору отправляют на конвейер.

Их на фабрике несколько. Есть классика - транспортерная лента, движущаяся с постоянной скоростью. Ритм принудительный: каждый должен успеть сделать свою операцию. Когда-то на конвейере трудились глухонемые: одновременная работа станков создает много шума. Характерная особенность -  здесь изготавливают много обуви с литьевым креплением подошвы. Она приваривается к верхней части. Такой способ дает большую прочность, нежели гвоздевой, клеевой или прошивной, хотя на производстве они тоже применяются, причем в разных комбинациях.

Другой конвейер, где за перемещениями заготовок следит оператор, предполагает больший психологический комфорт. На пульте управления каждое место отмечено красной и зеленой лампочками. Как светофор. Зеленый свет - лоток с заготовкой отправляется к рабочему. Красный - работа еще не закончена. Переключая каналы, оператор дирижирует производственным процессом.

Коллектив в основном женский. Средний возраст - 45-47 лет, средняя зарплата - 3200 руб. в месяц. Дефицит энтузиазма сказывается на производительности труда, а та - на себестоимости. Однако г-н Иванисенко полагает, что резервы не исчерпаны, и намеревается пригласить на "Уралобувь" рабочих с китайской обувной фабрики. Причем уже в ноябре.

- Если на том же оборудовании будет работать китаец, он сделает больше?

- Представьте себе, да. В смутные времена мы напрочь потеряли квалификацию. А китайские фабрики оборудованы точно так же. Их рабочие получают $360-370 в месяц, но производят обуви в 6-7 раз больше. Значит, даже при зарплате 3200 руб. единица продукции обходится нам дороже. Как в таком случае мы собираемся с ними конкурировать?

На фабрике есть участок, где работают 13 человек и один начальник. При советской власти здесь шили обувь на заказ. В том числе, для работников обкома партии.

- Колодки Ельцина у вас не осталось?

- Наверное, можно найти, если поискать.

Теперь это экспериментальное производство. На небольших партиях - по 100-200 пар - обкатывают новые разработки дизайнеров "Уралобуви". В прошлом году придумали 67 моделей, а в массовое производство пошло около десяти. По замыслу г-на Иванисенко, творческая лаборатория поможет компании найти новые образы.

Разговор с директором о прозе жизни

В СССР приличной обуви не было. 75% потребности - 600 млн пар - шили внутри страны, остальное привозили из-за границы. Интерес партии ограничивался текстильной промышленностью. О собственных технологиях пошива в то время не думали, и с появлением китайского ширпотреба производители почувствовали себя скверно.

Некоторым помог кризис. Уже в 1999 г. почти все зарубежные операторы рынка перенесли производство в Россию. Приватизированные фабрики получили заказы, которые прежде размещались за границей. Тогда же у российских фабрик появилась возможность перенять западный опыт. Виктор Иванисенко: Условия изменились: возить воздух в коробках стало невыгодно. Чтобы произвести 2 млн пар обуви, потребуется примерно 120 млн квадратных дециметров кожи и 2 млн пар подошв. В 20-тонный контейнер входит 500 дм кожи. Значит, надо 240 контейнеров. Плюс еще 70 контейнеров с подошвами. Итого - 310. А 2 млн пар готовой обуви потребуют уже 4 тыс. контейнеров. Их перевозка, скажем из Финляндии, обойдется в $16 млн. Даже если вы найдете способ снизить эту цифру на 15-20%, транспортные расходы съедят $10 млн. Вот и вся арифметика.

Что до "Уралобуви", то общемировые процессы ее не задели. Хотя кризис 1998 г. оказал фабрике посильную помощь. Сегодня предприятие работает в ноль: сколько потратило, столько и получило. В этом г-н Иванисенко видит большой плюс: Самое большое достижение последних двух лет в том, что мы перестали проедать свои деньги. Есть информация, что в 2003 г. государство хочет помочь предприятиям легкой промышленности. Если дадут дешевые кредиты, будет легче.

В 2003 г. "Уралобувь" намерена увеличить производство гражданского ассортимента до миллиона пар со средней розничной ценой 1200 руб. (с оборота в 1 млрд 200 млн руб. компания заплатит 96 млн руб. налогов в бюджеты). В 2004 г. г-н Иванисенко собирается выпускать уже 2 млн пар. Говорит, все должно получиться - есть заключение научных работников, которое обосновывает этот рывок теоретически. Как ни странно, он возлагает большие надежды на вступление России в ВТО. Хотя, по прогнозам, 70% или даже 80% обувных фабрик вылетит в трубу.

- Я верю, что мы справимся, - говорит он. - В свое время нам было гораздо проще сравнять это производство с землей, а на пустом месте построить рынок. И зарабатывать сумасшедшие деньги. Но все мы - выходцы со старой "Уралобуви". Нам бы совесть не позволила так поступить. Фабрика работает с 1937 г., и хоронить ее не стоит.

- Откуда такая уверенность?

- Сегодня нас душат рынки. Если обувь некачественная, ее удобнее продавать там. При вступлении в ВТО этому ширпотребу будет выставлен надежный заслон. Понятно, что конкурировать с иностранными производителями тяжело. Но кто сказал, что это невозможно? Надо минимизировать накладные расходы, перевести фабрику в новый корпус и пополнить парк оборудования. А когда китайцы научат нас работать, мы будем вне конкуренции.

Маяком служит новосибирское предприятие "Вестфалика", построенное, как говорит директор фабрики, в чистом поле. Развитию "Уралобуви" мешает якорь социальной сферы.

- 80% фабричного жилищного фонда муниципалитет забрал, а от ветхих зданий отказывается. На их месте придется возводить новые дома.

- А где вы возьмете деньги?

 

Кстати, о деньгах

Оказывается, фабрика - это еще не все. Есть подразделение, которое занимается непрофильным бизнесом - продажей рыболовного снаряжения. Для этого на "Уралобуви" выделено помещение, переоборудованное в магазин "Хантер". Идем туда. В одном зале - спиннинги, снасти и приспособления для рыбалки, в другом - мотоциклы и снегоходы. Тут же дежурит специалист, который присматривает за хозяйством.

- Приходится заниматься всем, что приносит хоть какой-то доход, - переходя от витрины к витрине, г-н Иванисенко осматривает экспонаты. - В бизнес это превратилось недавно. Прежде гонками на снегоходах и рыбной ловлей мы занимались для своего удовольствия. А потом увидели, что рыночная ниша не заполнена, и решили попробовать свои силы. Направление весьма перспективное, непременно будем его развивать. Вы не рыбак? Жаль...

Средства, вырученные от продажи снегоходов и спиннингов, предполагается вкладывать в развитие обувного производства. Кое-что уже инвестировали, хотя обойтись без кредитов все равно не получится.

- Какую прибыль вам дает магазин?

- Пока непонятно. Этот год должен показать, насколько дело эффективно. Мы планируем развернуть торговлю на заемные деньги. Рассчитываем на быструю отдачу. В городе это единственный магазин с подобным ассортиментом. Везде китайский товар, а у нас - из Европы и Северной Америки.

В доказательство специалист показывает спиннинг, на котором так и написано: "Made in America by Аmericans". Потом настает очередь японской одежды, сшитой специально для рыбаков, спасательных жилетов, эхолотов и катушек для спиннингов с компьютером, регистрирующим количество забросов и вес улова.

- Американские спиннинги считаются лучшими в мире. Поэтому и цена - от $300 долларов. Китайские столько не стоят.

 - Даже если собрать продукцию всех магазинов Екатеринбурга, - рассуждает г-н Иванисенко, - не наберется и 30% представленного здесь ассортимента.

- Половины точно не будет, - добавляет специалист. - Сегодня просто все убрано, а обычно по 80 спиннингов стоит.

- И покупают?

- Рекламу дали, теперь покупают. Есть еще секонд-хэндовские мотоциклы. А вообще, это зал для снегоходов американских фирм. У нас сходят с ума по боулингу, а у них - по снегоходам. Летом они заливают водой футбольные поля и гоняют прямо по ним.

- Снегоходы у вас тоже секонд-хендовские?

- Нет, новые. Завтра к нам приезжают покупатели из Ханты-Мансийска. 14 марта там начнется чемпионат мира по биатлону. Они у нас приобретают 5-6 машин - так, для начала. Около 150 снегоходов уже продали. В этом году реализуем не меньше: фабрике нужны деньги.

Теперь осталось набраться терпения. Если через год прилавки фирменных магазинов "Уралобуви" заполнят изделия европейского уровня, можно будет сказать, что проекты директора фабрики начали приносить плоды. Сам он в этом не сомневается, полагая, что все случится намного раньше.

 

Обратная связь:starkov@apress.ru

 

Досье

 

Техническая характеристика предприятия "Уралобувь"

(г. Екатеринбург)

- Площадь земельного участка -

      13,830 га;

- Общая производственная площадь -

      16234 м2;

- Среднегодовая мощность предприятия -

      2,5 млн, пар обуви;

- Кол-во работающих - 740 чел.;

- Дополнительное кол-во рабочих мест -

      до 900 чел;

- Имеются свои ж/д подъездные пути;

- Площадь прирельсовых складов -

      1119.2 м2;

- Площадь отапливаемых складских

      помещений - 7094,9 м2;

- Предприятие имеет полный замкнутый

      цикл производства обуви.