Меню

«Оффлайн просел безумно». Уральские компании сократили расходы на цветы перед 8 Марта

По сравнению с прошлым годом цены выросли в полтора раза, и ряд компаний отказались от роз и импортных цветов. Впрочем, позитивно уже то, что люди все же заказывают букеты, хотя и не те, что раньше.

Традиционный цветочный ажиотаж перед 8 Марта в этом году слабее, чем в прошлые годы, сходятся во мнении участники рынка. Цветы — это не товар первой необходимости, и люди от них отказываются, особенно это прослеживается в регионах, говорит Андрей Макеев, основатель FlowWow, агрегатора флористов и цветочных магазинов. Цветы в этом году подорожали даже по сравнению с прошлым годом минимум на 50%, но маржа магазинов стала гораздо меньше. Если раньше в Москве она доходила до 200-300%, то сейчас 100% будет только у очень крупного игрока с хорошими закупочными ценами, говорит он.
 
«Оффлайн просел безумно: многие розничные магазины закрылись. Но если говорить про онлайн, то в целом все получше, потому что их доли очень сильно различаются. По примерным оценкам до кризиса объем оффлайн-рынка составлял около $3 млрд в год, сейчас — от силы $1 млрд. В онлайне рост идет за счет перетекания: больше людей совершают покупки в интернете, поэтому рынок  увеличился. Цены в интернете сейчас упали. Поразительно, но раньше они были гораздо выше, чем в оффлайне», — рассказал г-н Макеев DK.RU. 
 
За год компания выросла почти в восемь раз, но это явно не показатель всего рынка, подчеркивает он. Перетоку клиентов в интернет способствует и погода. К примеру, из-за выпадения снега клиенты, чтобы не заморозить цветы, предпочитают заказывать букет с доставкой — доля таких заказов растет. Кроме того, традиционно перед 8 Марта регистрируются магазины, которые совершенно не заботятся о качестве, нередко попадаются и мошенники. 
 
«Мы всеми силами стараемся, чтобы они не дошли до клиентов, но это не всегда просто», — добавляет предприниматель. 
 
Владимир Савельев, владелец сервиса личных флористов «Первая цветочная точка», отмечает, что ситуация была проще не только два года назад, но и в прошлом году. Сейчас же все очень сильно экономят: и розничные покупатели, и оптовые.
 
«Было больше предварительных заказов от корпоративных клиентов. Многие предприятия даже не выделили финансирование на большие объемы цветов, а другие сильно сократили расходы на празднование 8 Марта. Розничные покупатели тоже пытаются сильно сэкономить на покупке. Те, кто в прошлом году были готовы купить как минимум 51 тюльпан, в этом году берут 31 или 25 цветов», — говорит он. 
 
Из-за сильного роста цен (г-н Савельев оценивает его также в полтора раза) в компании отказались от продажи роз на 8 Марта. В этом году предлагается только весенний ассортимент, и в этом году из импортных поставщиков остались только Голландия и Израиль. 
 
«Основной ассортимент перед 8 Марта, конечно же, тюльпаны, у нас они местного производства. Из года в год объем тюльпанов рос, и в этом году мы изначально планировали увеличение в полтора раза, но в связи с нестабильностью оставили такой же объем, как в прошлом году», — сказал г-н Савельев.
 
Впрочем, радует уже то, что мужское население проявляет активность: постоянные клиенты заказывают свои букеты предварительно, и праздник все равно отпразднуют, и точно будут дарить женщинам цветы, добавляет бизнесмен.
 
«Думаю, людям уже надоело грустить», — резюмирует г-н Савельев, отмечая в заключение, что настроен все же позитивно.