Меню

Олег Юдин, Domino’s Pizza: «50% франшиз на рынке — подделки»

Иллюстрация: предоставлено пресс-службой Domino’s Pizza

«В России отсутствует регулирование франчайзинга на законодательном уровне». Как понять, что франшиза — фейк? Колонка директора по франчайзингу Domino’s Pizza на DK.RU.

Олег Юдин, директор по франчайзингу Domino’s Pizza:
 
— В последние годы приобретение готового бизнеса становится все популярнее. Как бы парадоксально это ни звучало, но развитию франчайзинга в России способствует сложное экономическое положение. Людям проще обратиться к проверенной бизнес-модели, где все процессы уже отлажены, чем придумывать свою бизнес-концепцию.

По разным оценкам, на сегодняшний день в России представлено около 2 тыс. франшиз. Однако 50% из них рассматриваются как «сырые» или вовсе поддельные. 

Почему так произошло? Просто в России отсутствует регулирование франчайзинга на законодательном уровне. Лишь 54 глава Гражданского кодекса Российской Федерации предоставляет базовую информацию о сути и принципах оформления договора коммерческой концессии — но этот пункт только отчасти контролирует правовые отношения между франчайзи и франчайзером. 

Несмотря на множество нюансов в функционировании российского франчайзинга, существует ряд параметров, по которым можно определить, предлагают ли вам качественную и устойчивую бизнес-концепцию или навязывают приобретение фейковой франшизы.

Открытие новых заведений. Одним из наиболее очевидных показателей того, что франшиза является пустышкой — частота открытия новых точек. Если компания перестала открывать собственные заведения и весь энтузиазм перенесла на продажу франшизы, это выдает бесперспективность развития данного бизнеса. Владелец буквально пускает все на самотек и предпочитает получать пассивный доход от паушальных платежей и роялти — с таким партнером вряд ли захочется сотрудничать.

Преждевременный счет. Если мы говорим о франчайзинге в области ресторанного бизнеса, то идеальный алгоритм действий перед открытием нового ресторана выглядит следующим образом: в первую очередь проводится консультация специалистов, готовится бизнес-кейс, производится подбор подходящего помещения. Затем подписывается заранее оформленный договор коммерческой концессии, создается дизайн-проект помещения, осуществляется ремонт и комплектация. 

Ситуация, в которой франчайзер выставляет вам счет еще до определения и согласования локации новой точки и заключения договора, очевидным образом означает нерабочую франшизу.

Рентабельность проекта и финансовые ожидания. На старте работы с новыми партнерами владелец франшизы предоставляет типовую бизнес-модель и обозначает прогнозируемый ход событий на ближайшие несколько лет сотрудничества. Иногда бизнесмены предлагают идеальную модель с крайне привлекательными показателями, каких практически невозможно добиться в реальной практике — рентабельность около 30%, возврат инвестиций в течение полутора лет и т.д. 

К примеру, некоторые франчайзеры заявляют нереальные условия: рентабельность 40%, срок возврата инвестиций — полгода или 12 месяцев при вложении 10-15 млн руб. — этому верить категорически нельзя. Если мы говорим об инвестициях от 10 до 20 млн руб., то, как правило, окупаемости меньше двух лет не бывает, а рентабельность — максимум 25%.

Контроль и поддержка. Постоянная и всесторонняя поддержка франчайзи — обязательный элемент при запуске франшизы. Если нет помощи и консультаций на всех этапах открытия бизнеса, то это признак недобросовестного франчайзера. Первоначально управляющая компания должна располагать специализированным руководством для франчайзи, раскрывающим специфику управления данной бизнес-моделью, характеризующим принципы работы тех или иных департаментов, включающим в себя строгий регламент и необходимую документацию. Впоследствии комплексную поддержку франчайзи должен оказывать специальный консультант, необходимо проведение регулярных проверок корректности работы нового заведения. 

Новички на рынке. Если молодая компания, просуществовавшая всего пару лет, уже решилась на продажу франшизы, доверять такому партнеру тоже не стоит — это означает, что концепция еще сырая и не функционирует должным образом. Как в сфере общественного питания, так и во многих других доведение бизнес-модели до удовлетворительного и уж, тем более, идеального состояния в столь короткие сроки буквально невозможно.