Меню

Отношения портят все? Стоит ли дружить с подчиненными

Практически каждая российская компания подчиняется определенной иерархии. Есть начальники, есть подчиненные, и есть законы, по которым эти отношения выстраиваются.

Взаимоотношение работника и подчиненного – палка о двух концах. Без какого-либо эмоционального контакта вести дела в одной компании практически невозможно, но и близкая дружба вредит рабочему процессу. Можно ли правильно подвести черту между личным и рабочим?

Стоит руководителю узнать чуть больше о личной жизни своего подчиненного, его начинают грызть муки совести: «Как так, у него два кредита, маленький ребенок и жена. Я просто не могу его уволить, хоть он и не справляется со своими обязанностями».

Как говорится, дружба – дружбой, а служба – службой, и ставить личное выше бизнеса (который, к слову, не меньше личное, чем отношения с каким-либо человеком), по меньшей мере, неправильно.

Почему нельзя быть начальником и другом в одном лице?

Дружба самоценна

Дружба не является средством для достижения какой-либо цели. Будучи животными общественными, мы ищем близких отношений с другими людьми. Совсем не из этих корней растут отношения босса и подчиненного: у таких отношений есть цель – выполнить работу. Если подчиненный перестает справляться с работой, нечего и культивировать такие отношения.

Дружба – союз равных

Начальник и подчиненный не находятся на одном и том же уровне в пределах своей организации. Даже если босс большую часть времени не пускает в ход свой авторитет, в какой-то момент ему придется использовать властные полномочия, даже если это придется не по вкусу команде. Дружба вряд ли выдержит такое неравенство статусов.

Друзья принимают друг друга «как есть»

Друзья не критикуют друг друга и не пытаются исправить – и уж во всяком случае, дружба не зависит от того, изменится ли человек в желаемую сторону. Но эффективный менеджер должен постоянно оценивать и критиковать работу своих подчиненных и добиваться от них изменения и развития. Такое давление – благожелательное, однако ощутимое – составляет неотъемлемую часть менеджмента.

Друзья не контролируют друг друга поминутно

руководитель постоянно требует от подчиненных отчета о текущих результатах, выставляет промежуточные оценки, побуждает добиваться лучших итогов. Друзья тоже имеют по отношению друг к другу определенные ожидания, однако взаимные, а не односторонние, и отнюдь не столь ультимативные.

Дружный коллектив или дружба с коллегами?

Многие руководители четко понимают разницу между понятиями «дружный коллектив» и «дружба с коллегами».

«С подчиненными я дружу только на работе. Есть американская поговорка: лучше дружба, основанная на бизнесе, чем бизнес, основанный на работе. Я согласен с поговоркой, которая к тому же подтвердилась и на моем собственном опыте. Поэтому, чтобы не ставить под удар собственную репутацию и эффективность работы, стараюсь быть хорошим другом на работе», – делится своим опытом руководитель отдела информационных систем «Мир детства» Иван Кузнецов в блоге компании Asus.

Неудачный дружеский опыт есть у многих бизнесменов. Как правило, однажды обжегшись, они стараются впредь исключить для себя близкую дружбу с коллегами.

«Мой опыт работы в качестве руководителя мне доказал, что минусов от дружбы с подчиненными гораздо больше, чем плюсов. Были ситуации, которые заставили эту границу четко провести», – отмечает руководитель Team Smart Дмитрий Дмитриев.

Система рычагов и блоков

Дружба, конечно, дело тонкое: она может стать причиной полного провала, но некоторые руководители считают ее дополнительным рычагом управления командой.

«Нередко дружба с подчиненными продиктована желанием руководителя сформировать вокруг себя лояльную команду, которой можно доверять. Однако с такой стратегией можно перестараться и потерять контроль над ситуацией», – объясняет Дмитриев.

Он выделяет две главные ловушки, в которые рискует попасть руководитель, отважившийся пойти на дружеский контакт с младшими по званию.

«Нередко дружба с подчиненными продиктована желанием руководителя сформировать вокруг себя лояльную команду, которой можно доверять. Однако с такой стратегией можно перестараться и потерять контроль над ситуацией», – объясняет Дмитриев

Во-первых, субъективное отношение самих работников к результатам: для «друга-подчиненного» близкие отношения с боссом могут быстро стать оправданием собственных ошибок и лени. С другой стороны, для самого руководителя такое отношение может стать отличным индикатором мотивации коллег.

Эмоции на пределе

Вторая опасность, о которой предупреждают психологи, – эмоциальная путаница. Источником обид и разногласий между друзьями могут стать слова и поступки, которые в деловых отношениях незаметны или считаются нормой. Поэтому, прежде чем завязывать дружбу с подчиненными, стоит хорошенько подумать, есть ли в бизнесе место для эмоций.

Отношения в коллективе во многом  зависят от типа бизнеса. У горняков, например,  дружба – неотъемлемый элемент рабочих отношений. Однако отважившись завести дружеские отношения на работе, необходимо четко проводить границу и держать дистанцию, а это не под силу иногда даже самым «крепким орешкам». Тут следует отметить, что дружескую атмосферу босс может поддерживать и не переходя на личности, в то время как дружба – шаг действительно серьезный и, отважившись однажды на сближение с подчиненным, стоит заранее быть готовым к возможным разочарованиям.