Меню

«Педагогов я тестирую на собственных детях» — основательница HarvardKids

Иллюстрация: личный архив Дарьи Кузьминой

Дарья Кузьмина поставила задачу создать универсальный развивающий центр для детей разного возраста. Теперь к ней приходят семьями и записываются сразу на три-четыре вида занятий.

Центр развивающих занятий для дошкольников HarvardKids — классическая история молодой мамы, которая решила создать для своих детей маленький Хогвартс в отдельно взятом городе, не найдя среди частных студий для детей подходящей. Необычно, что этот центр в первый же месяц своей работы начал работать без убытков, заняв свою нишу и сразу же набрав своих клиентов.  
 

Намоленное место

 
HarvardKids  Дарья открыла прошлой весной. Она признается, что всегда хотела попробовать начать свое дело.
 
«Мне кажется, каждый современный человек должен попробовать открыть что-то свое. Это колоссальный опыт. Я подумала: что я лучше всего знаю? Детские центры, конечно: моим детям в тот момент исполнилось четыре и полтора года, и, естественно, екатеринбургский рынок «развивашек» я изучила вдоль и поперек», — рассказывает Дарья Кузьмина.
 
Она успела сводить своих сыновей в разные центры: где-то неплохо преподавали скорочтение, где-то  лего-конструирование, где-то великолепно работали с годовалыми малышами. Но идеального варианта не было, и Дарья решила его создать сама. За деньгами  признается честно  пошла к мужу. Узнав, что цена вопроса  миллион, в стартап он вложиться согласился. После этого пришлось исколесить полгорода, присматривая помещения, которые сдаются в аренду: нужно было, чтобы место было проходным, а входная группа работала как рекламная конструкция  на привлечение посетителей. Помещение искала долго: где-то просили непомерную цену, где-то  не давали арендных каникул (нулевая арендная плата во время ремонта помещения). В результате сняла почти в центре города помещение, которое раньше занимал «Бэби-клуб». «Место намоленое»,  решила основательница центра и согласилась на арендную плату в 70 тыс. руб. в месяц. 
 
«Бумажных» сложностей в открытии центра было не слишком много. В городском управлении образования ее заверили, что получать лицензию  в Минобре не надо. Более того, никто этот документ и не даст: это не школа, а развивающий центр. А нормы по освещенности, площадям и отделке помещений для таких центров без проблем можно найти в интернете. 
 
 

Программа на полмиллиона

 
Первоначальные вложения Дарья потратила на три месяца аренды, косметический ремонт и  главное  на закупку обучающих программ. Качественные «обучалки» могут стоить до 500 тыс. руб., но экономить на этом нельзя. 
 
«Казалось бы, как могут методики так дорого стоить? Но когда ты видишь результат  понимаешь, за что платишь. Например, программа «100 интеллектуальных уроков»  фактически энциклопедия, которую должен рассказать своему ребенку каждый родитель. Там и древний мир, и естественные науки, и искусство, и спорт, и безопасность. Но каждый ли родитель готов по два-три дня начитывать материал перед уроком? Или скорочтение: дети реально начинают показывать результат через несколько занятий. Люди платят не просто за помещение и педагогов, они реально платят за большой пласт знаний, за способы передать их ребенку»,  отмечает Дарья. 
 
Также нельзя экономить деньги и время на подборе преподавателей. Сейчас в центре работают восемь педагогов: двое занимаются с малышами до года, остальные ведут английский и китайский языки, шахматы, лего-конструирование, интеллектуальные уроки — изучение окружающего мира и скорочтение.
 
«Я с самого начала хотела, чтобы все самые интересные и востребованные занятия аккумулировались у нас, чтобы они все без исключения проводились на высоком уровне, и родителям не приходилось возить детей в разные центры. Специально пришлось продумать график для родителей, у которых двое и больше детей. Чтобы старший, например, мог ходить на шахматы, а младший занимался параллельно в группе развития»,  рассказывает Дарья. 
 
 
Но чтобы набрать восемь этих специалистов, пришлось встретиться и поговорить с двумя сотнями педагогов. Дарья давала объявления, искала через знакомых, переманивала — чего уж скрывать  из других центров. Остановилась в итоге примерно на пятидесяти, и начала методически собирать данные про каждого: звонила бывшим работодателям, родителям детей, с которыми они занимались.Тем, кто остался после отсева, она давала самое главное и сложное задание: предлагала провести занятие с ее детьми. «Детей обмануть сложно: если им неинтересно, если они не вынесли ничего нового с урока, значит, с этим педагогом не стоит сотрудничать, несмотря на весь послужной список»,  объясняет Дарья.
 
Двух педагогов вообще выписала из других городов  из Березников и Ростова. И для них уже приходится придумывать дополнительную мотивацию: как только о новых хороших специалистах стало известно в профессиональной среде Екатеринбурга, им посыпались предложения от конкурентов. 
 

Промоутеры с четырех лет

 
Центр HarvardKids выглядит довольно стильно, но на самом деле ремонт проведен более чем бюджетный: на внешнем антураже вполне можно сэкономить. Разноцветные стены, оставшиеся от предыдущих жильцов, выкрасили в белый цвет, кофеварку Дарья купила на авито, там же за несколько тысяч приобрела стойку ресепшена, компьютер. Кулер и часть игрушек принесла из дома, мебель в зоне ожидания купила по себестоимости у производителя.
 
«Я не экономила ровно на трех вещах. Первое   вывеска: она шикарная и дорогая, но на нее идут куда лучше, чем на любое продвижение в интернете. Второе  здоровье детей. У нас стоят мощные очистители и увлажнители воздуха. Именно поэтому ни разу ни один ребенок не подцепил в центре никакой заразы. Парты  дорогие, эргономичные, регулируемые под рост, удобные стулья. Даже час-полтора занятий дети должны проводить в удобной позе. Столиками из «Икеи» тут не обойтись. И третье  программы и качество их преподавания. Мы уверены в них, и первое занятие мы проводим для ребенка бесплатно. Если понравилось  можно покупать абонемент. Насколько я знаю, в Екатеринбурге никто так не делает и не дарит первое занятие просто так, без обязательств. Кто-то сразу проводит платные, кто–то «дарит», но с обязательным последующим выкупом абонемента. У нас такого нет и не будет», — уверяет основательница центра. 
 
Параллельно с ремонтом Дарья набрала преподавателей, разработала сайт, объявила об открытии центра и… никто, кроме друзей, не пришел. Ошибку осознала сразу же и кинулась ее исправлять. 
 
Дарья решила вопрос продвижения своего центра нестандартно: напечатала флаеры, собрала сыновей и педагогов с их детьми и отправились в ближайшие парки, оккупированные мамами с колясками. Дети оказались неплохими промоутерами: если унылому взрослому или подростку могут отказать и не взять протянутый флаер, то у детей, тут же бесхитростно рекламирующих центр, раздатку брали охотно. Через две недели в центр начали приходить посетители, и уже в первый месяц доходы чуть превысили месячные расходы. Основательнице HarvardKids помогло наличие «постоянных покупателей», отсутствие кредитов и многих расходов, которые другие бы посчитали необходимыми. 
 
«Нам повезло, что в первый же месяц удалось заполучить несколько постоянных «клиентов»  ребят, которые занимаются сразу по многим направлениям, по три-четыре занятия в неделю, а это  около 20 тыс. руб. в месяц»,  рассказывает основательница HarvardKids.
 
В центре ежемесячно продают 50-60 абонементов. Одно занятие стоит 700 руб., по абонементу – 625, плюс система скидок. Это чуть выше среднего по городу. В высоком ценовом сегменте цена за одно занятие может стоить и 1,5 тыс. руб. 
 
 
Отсутствие кредитов в малом и микробизнесе основательница центра считает золотым правилом: если есть 200 тыс.  придумывай, как развернуть дело на 200 тыс., но не занимай: вместо того, чтобы радоваться процессу, будешь нервно думать, за счет чего отдавать займ. Тем более, что экономить в малом бизнесе можно на многом. 
 
«Мы понимали, что нельзя резать расходы на качество обучения и на здоровье, на все остальное — можно. Первые месяцы мы с коллегами сами дежурили, принимали посетителей, приходили сюда в шесть утра и мыли пол. Не нанимали промоутеров, сами с детьми раздавали рекламу, сами делали закупки, продвигали центр в соцсетях. Смех-смехом, а все это суммарно — уборщица, администратор, промоутеры — стоило бы тысяч сто в месяц. И в любом бизнесе главное – делать так, словно делаешь это для себя»,  вспоминает основательница центра. 
 
В ближайшем будущем интеллектуальные занятия в центре Дарья собирается дополнить квестами на свежем воздухе, проведением мастер-классов для ожидающих своих чад родителей, а в перспективе  выйти на продажу франшизы. «Сегодня только на одном направлении заработать невозможно, нужно диверсифицировать работу  если не для денег, то хотя бы в качестве имиджевой составляющей»,  уверяет девушка.  
 
 
 
Фото: личный архив Дарьи Кузьминой, инфографика Игорь Черепанов