Меню

Пессимизм российского бизнеса вырос до рекорда с 2015 года

Даже ведущие компании из ключевых отраслей ждут падения спроса, снижения выручки и прибыли. Вопреки расхожим мнениям, фармпроизводители показали едва ли не самый негативный настрой.

На фоне пандемии коронавируса и связанных с ней ограничений доля российских компаний, ожидающих падения выручки и прибыли, выросла до максимального уровня со второго полугодия 2015 г., пишет РБК со ссылкой на исследование Deloitte. 37% финансовых директоров ведущих компаний из основных отраслей ждут снижения доходов своего предприятия, 40% — падения операционной прибыли. Еще во втором полугодии 2019 г. этого ожидали всего 12% и 19% финдиректоров соответственно.

Опрос проводился в марте и первой половине апреля, причем в этом месяце негативные настроения могли ухудшиться из-за продления режима нерабочих дней и ограничительных мер. 

Главными рисками для бизнеса 80% финансовых директоров назвали ослабление рубля, по 78% опрошенных указали на снижение доходов от основной деятельности и падение спроса. По ожиданию 70% респондентов, падение доходов продлится ближайшие полгода, 54% ожидают, что оно растянется на год-полтора. 

75% медицинских и фармацевтических компаний, которые некоторые россияне считают главными бенецифиарами кризиса, оказались в лидерах по негативным настроениям. Они испытывают трудности из-за временных ограничений производства субстанций в Китае и расширения госрегулирования цен. Трудности испытывают также 67% розничных ритейлеров, в первую очередь непродовольственных, 80% компаний в секторе недвижимости и строительства. Автопроизводители и страховщики столкнутся с проявлениями кризиса позднее, так как на текущее время их заказы уже сформированы. 

По опросу Deloitte, меньше кризис повлияет на компании в сфере высоких технологий, телекоммуникаций, развлечений и СМИ, а также агропромышленные предприятия.