Меню

"Подковерная возня" вокруг "Свердловэнерго" может обернуться для области большими неприятностями грядущей зимой

Последние недели на электростанции АО «Свердловэнерго» практически не поступает топливо. Ни уголь из Казахстана, ни мазут, ограничена и подача газа. На Рефтинской, Верхнетагильской и Серовской ГРЭС

Последние недели на электростанции АО «Свердловэнерго» практически не поступает топливо. Ни уголь из Казахстана, ни мазут, ограничена и подача газа. На Рефтинской, Верхнетагильской и Серовской ГРЭС топлива осталось менее, чем на трое суток. Станции работают, что называется, «с колес». Однако в последние месяцы «колеса» явно буксуют: в отдельные дни из Казахстана приходил всего 1 состав угля, примерно 4,5 тыс. т, в то время как суточная потребность «Свердловэнерго» — более 50 тыс. т. Приход угля в понедельник, 25 октября, составил
40 тыс. т, расход — 44 тыс. т. Такой объем поступления и постоянный рост потребления (только в сентябре энергопотребление в Свердловской области выросло на 14,9%) не только не дает сделать зимних запасов, но вынуждает ограничивать подачу электроэнергии потребителям для предотвращения аварийных ситуаций.

Ввиду критического по-
ложения с запасами генеральный директор компании Валерий Родин вынужден был подписать приказ о введении особого положения в работе «Свердловэнерго». Пришлось прибегнуть к отключениям промышленных потребителей, причем не только неплательщиков, но и тех, которые регулярно расплачиваются за энергоресурсы. В среду отключали Качканарский ГОК, Ураласбест, НТМК, «Конфи», «Патру» и др. предприятия. До аварийной брони разгружены, то есть фактически остановлены в часы максимума потребления, Ключевской ферросплавный завод, Полевской криолитовый, Северский трубный, Первоуральский динасовый, Ревдинский метизно-металлургический, КУМЗ, Сухоложский огнеупорный, СУБР, Режевской никелевый.

Официальная версия причины столь сложной ситуации — отсутствие вагонов для доставки угля. Надежды на стабилизацию положения возлагаются, в основном, на губернатора и правительство области. Губернатор ведет письменные и устные переговоры с Москвой вплоть до обращений к Президенту, однако, как сказал г-н Россель на пресс-конференции, именно после последних переговоров с вице-премьером Аксененко число составов с Экибастуза снизилось с четырех до одного.

В понедельник, 25 октября, на совещании у председателя правительства Алексея Воробьева обсуждалась возможность срочного создания собственной транспортной компании для перевозок угля из Казахстана и Кузбасса. Надо при этом заметить, что хотя идея перейти с казахстанского угля на кузбасский (и даже канско-ачинский!) постоянно озвучивается и в правительстве и в «Свердловэнерго», проект этот далеко не бесспорен. Пробное сжигание выявило множество проблем. Станции строились в технологической привязке к углям разреза «Богатырь», для использования кузбасского топлива требуется как минимум замена котлов. Цена вопроса, по подсчетам специалистов «Свердловэнерго», — около 200 млн руб., окупаемость проекта — 8 лет. Пока же вагоны соберут с предприятий.

На самом деле проблема не ограничивается одними вагонами. Угроза банкротства заставляет РАО «ЕЭС России» торопиться с реорганизацией компании, ужесточить требования по оплате за электроэнергию, приобретаемую на Федеральном оптовом рынке энергии и мощности (ФОРЭМ), и абонентской плате. Как известно, по программе г-на Чубайса проблему топлива (а заодно и увеличения доходов для РАО) должно решить создание транснациональной энергоугольной компании «УралТЭК», в которую войдут три федеральные ГРЭС (Свердловские: Рефтинская и Верхне-Тагильская, и Челябинская Троицкая) и два экибастузских угольных разреза («Северный» и «Богатырь»). Поскольку эта перспектива наталкивается на активное сопротивление регионов (не только Свердловская, но и Челябинская обл. высказывается против создания «УралТЭК» в том виде, как настаивает Совет директоров РАО), действия РАО начинают походить на сильное давление с использованием «запрещенных приемов». Напомним, что разрез «Северный» юридически принадлежит РАО «ЕЭС России», а разрез «Богатырь» — американской компании Access Indusries, которая получает в новой компании «УралТЭК» блокирующий пакет акций. Компания зарегистрирована на Мальте, и этот факт стал основой конфликта «Свердловэнерго» с таможней. Энергетики считали, что они покупают уголь у соседей — членов таможенного союза, и потому уголь не облагается таможенными пошлинами, а таможня считала страной происхождения товара (т.е. казахстанского угля) далекую Мальту. И как раз сейчас арбитражный суд подтвердил ее правоту, которая может обойтись свердловской компании в $ 60 млн.

Само по себе создание «УралТЭК», объединяющей постав-
щиков и потребителей топлива, оценивается позитивно: таким образом, в энергетическом комплексе страны появляется конкурентоспособный рынок и снимается угольный вопрос. Единая интегрированная структура позволит решить взаимные проблемы между разрезами, устранит необходимость в посредниках. Предполагалось, что станции войдут в состав компании в виде части имущественного комплекса АО «Свердловэнерго» и АО «Челябэнерго». «Свердловэнерго» настаивал на вхождении в состав «УралТЭК» полным составом, чтобы не дробить систему. Совет директоров РАО «ЕЭС» принял решение о передаче станций в «УралТЭК».

Таким образом, АО «Свердловэнерго» лишается более половины своих генерирующих мощностей (до сих пор эти станции эксплуатировались «Свердловэнерго» на правах аренды) и из избыточной превращается в энергодефицитную систему. Более того, похоже, что компания теряет и остальные генерирующие мощности: в соответствии с программой реструктуризации РАО предполагается создание энергометаллургических холдингов, т.е. объединение станций с крупными потребителями — алюминиевыми заводами. В обмен на готовность расстаться со своим имуществом РАО получает доступ к прибылям алюминщиков. Для «Свердловэнерго» это означает возможность объединения Красногорской ТЭЦ (мощность 121 МВт) с Уральским алюминиевым заводом и Богословской ТЭЦ (145 МВт) с БАЗом.

Кроме того, с нового года будет принципиально изменен механизм работы ФОРЭМ: электростанции федерального уровня будут продавать энергию только через оптовый рынок. Все они становятся практически независимыми от РАО «ЕЭС России», а само РАО превращается в сетевую компанию, владеющую межсистемными линиями энергопередачи.

Что же в таком случае останется от «Свердловэнерго» уже в 1 квартале 2000 г.? Губернатор Свердловской области Эдуард Россель оценил ситуацию вокруг АО «Свердловэнерго» как чрезвычайную. «Идет непонятная подковерная возня», — заявил он на встрече с журналистами. n