На старт, внимание, СТОП! Прежде чем говорить об особенностях зимней жизни за рулем, надо для начала туда попасть. Т.е. открыть дверь и запустить двигатель. Это в особенности актуально для
На старт, внимание, СТОП!
Прежде чем говорить об особенностях зимней жизни за рулем, надо для начала туда попасть. Т.е. открыть дверь и запустить двигатель. Это в особенности актуально для тех, кто держит своих коней в общих конюшнях, т.е. на стоянках. (Известно, что даже в металлическом гараже температура масла в двигателе градусов на 5-10 выше, чем при безгаражном хранении.) Изрядно замерзнув, Вы добрались до автомобиля, достали ключ и уже собираетесь нырнуть в уютное нутро. Далее возможны два варианта. Первый — ключ не лезет в замок, а если лезет, то не поворачивается. Второй - лезет, поворачивается, но дверь не отпирается, примерзла. Причины этих явлений одни и те же, разница лишь в конструкции. У иномарок чаще примерзают сами двери, а замки реже, у отечественных — наоборот. Происходит это потому, что накануне было потепление, отягощенное снегопадом или дождем; вода проникла во все уязвимые части и там замерзла. Второй вариант — Вы долго ездили, сильно прогрели автомобиль. Третий — Вы наконец помыли грязный с осени автомобиль; в этом случае Вам повезло, что Вы вообще сумели из него выйти.
Что предпринять? Замок можно отогреть дыханием, сигаретой (на кончике сигареты температура около 600° С). На двери — не надышишься. Нарушить тонкий, но до омерзения прочный слой льда, лучше всего интенсивным постукиванием по всему периметру двери. Предпочтительно рукой, а не молотком. Существуют также различные размораживатели для замков, но беда в том, что, во-первых, они скорее всего окажутся в запертой машине, а во-вторых, разморозив замок, Вы не исключите возможность повторного замерзания. Кроме того, получившаяся внутри замка смесь весьма далека от смазки и наличие ее не способствует продлению срока службы замка.
Чтобы не допустить обмерзания поверхностей и вообще избежать скопления воды в нежелательных местах, нужно до наступления холодов обработать полости замков препаратом WD-40, или подобным ему. То же следует делать с уплотнителями дверей после мойки машины. Этот препарат полностью вытесняет воду, не пачкается и, в отличие от своих аналогов, имеет приятный запах. Им же можно обрабатывать изнутри крышку распределителя и высоковольтные провода, а также замки гаража и т.п.
... Ну вот, теперь Вы в машине и торопливо суете ключ в замок зажигания, поворачиваете и ... слышите задумчивое, неторопливое у-у-у-пф. И это все. Причин может быть много: неподходящее масло, подсевший аккумулятор, или и то и другое разом. Конечно, если очень нужно, можно использовать буксир, прикурить у “коллеги”, или от “фантомаса”. Такой запуск не доставит Вам удовольствия. Что касается автомобиля, то каждый такой пуск двигателя может стать для него последним.
Синтетика или минералка?
Бороться с этими неприятностями можно и нужно. Во-первых, масло. Мнение личное, но проверено практикой - если зимой Вы хотите эксплуатировать автомобиль каждый день, независимо от места хранения и погодных условий, моторное масло должно быть импортным, синтетическим, или, в крайнем случае, полусинтетическим. Принимать это как совет могут владельцы отечественной техники, для иномарок это обязательное требование. Качество отечественного масла в последнее время не выдерживает никакой критики. Не скажу про отечественную “синтетику”, не видал, а что касается минеральных масел, т.е. тех, с которыми мы всегда имели дело, то у них два отличия. Удивительная способность к застыванию до состояния пластилина и почти полная потеря вязкости на прогретом двигателе. Когда Вы заливаете в двигатель отечественное масло, Вы облегчаете свою совесть, но не жизнь машине. И пусть не смущает цена на импортное моторное масло - заменять импортную “синтетику” можно в 5-6 раз реже, чем отечественную “минералку”.
При выборе масла обращайте внимание на SAE - это обозначение должно присутствовать на любой канистре. Обычно SAE у “синтетики” начинается с числа 5 или 10. Чем меньше этот параметр, тем выше морозоустойчивость масла. Далее следует буква W, а за ней число 30, 40, 50 или 60. В этом случае чем выше значение, тем лучше. Оптимальным для нашего климата является сочетание 5W50. Приобретя канистру такого масла, попробуйте оставить ее на морозе — на балконе или в багажнике. Услышав утром плеск незагустевшего масла, Вы будете приятно удивлены. И будьте уверены, даже не очень новый и изрядно промороженный аккумулятор без особого труда провернет утром коленвал и запустит двигатель.
Если во время запуска Вы почувствовали “схватывание”, отдельные вспышки в цилиндрах, не пытайтесь помочь ногой, не трогайте педаль газа при вытянутом подсосе до полного запуска двигателя. Если же это случилось и вспышки пропали, уберите подсос, нажмите газ до упора и, не останавливая, покрутите стартер секунд 5-10, после чего, не выключая стартер, отпустите педаль и вытяните подсос. Скорее всего, двигатель заработает почти сразу.
У иномарок таких проблем не возникает из-за отсутствия “подсоса”, который заменен “автоматом”, а иногда и из-за отсутствия карбюратора.
Зима: спрос на авиакеросин
Если Ваш автомобиль работает не на бензине, а на дизтопливе, то все гораздо интереснее. Может застыть само топливо, достигнув точки выпадения парафиновых кристаллов, которые забивают холодный фильтр. Скажу сразу - я не буду советовать Вам разводить костер под машиной или ползать вокруг с паяльной лампой. Это опасно. Если дизтопливо замерзло, то лучше всего отбуксируйте автомобиль в тепло. Зимняя “солярка” — основная причина быстрой кончины наших дизелей. Конечно, существует специальное зимнее дизельное топливо “Арктика”, но как человек, имевший в свое время отношение к торговле бензином, должен предупредить — в зимнее время у торговцев нефтепродуктами резко возрастает спрос на реактивное топливо, проще на авиакеросин. Вы когда-нибудь встречали на бензоколонке самолет? Я тоже нет. Это горючее используется для превращения обычного дизтоплива в зимнее. Да, добавление керосина снижает точку застывания, но снижает и качество топлива, а, значит, срок службы мотора.
Есть понятие “цетанового числа”. (Прошу не путать с октановым.) Цетановое число показывает качество зажигания топлива. Высокое число означает топливо с лучшим качеством зажигания. Время между началом впрыска и началом сгорания (задержка зажигания) должно быть как можно короче, с тем, чтобы обеспечить стабильное сгорание. Короткое время задержки зажигания крайне важно для дизелей, работающих на высоких оборотах. Если задержка зажигания слишком велика, процесс сгорания будет происходить не постепенно, а слишком быстро. В результате повышается давление, температура, газовая вибрация в камере сгорания, возникает «дизельная детонация». При коротком времени сгорания оно будет неполным. Следствия этого: повышенный расход топлива, потеря мощности, усиленное дымление, а также образование высокотоксичных составляющих в выхлопных газах (CO, CH, NO). При уменьшении цетанового числа на одну единицу расход топлива возрастает на 1%. Цетановое число определяется рабочими испытаниями на специальных двигателях. Средние показания цетанового числа по Европе составляют 48-52. У зимних сортов цетановое число обычно ниже. По странам СНГ этот показатель на 10-12 единиц ниже.
Применение керосина в дизельном топливе в большинстве стран запрещено в нормативном порядке. При использовании в смеси 30% керосина его влияние на двигатель менее отрицательно, чем бензина. Однако снижение цетанового числа и смазывающих свойств топлива имеет место. Температура замерзания в этом случае будет снижена на 5-6 градусов. Для борьбы с холодами рекомендуется использовать специальные присадки, например АС-211 фирмы WYNN’S. Литровая упаковка позволяет обработать 1000 литров топлива, снизив температуру застывания до -15° С. Для более низких температур концентрация увеличивается. Существуют присадки и для повышения цетанового числа. Тонкость здесь в том, что дизтопливо должно быть смешано с присадкой до тех пор, пока оно не начало густеть. Рекомендуется запасать топливо осенью и обрабатывать его заранее, либо использовать присадку во время заправки. По рекомендации бывалых “дизелистов”, добывать солярку лучше на железной дороге, у тепловозов. Она там более качественная.