Меню

Поход во власть

По мнению консультанта Роберта Арнота, западный опыт свидетельствует о решающей роли макроэкономической политики центрального правительства для развития сектора МСБ. Однако эксп

Более 80% опрошенных Британским Советом владельцев собственного дела утверждают, что неудачная налоговая политика тормозит развитие малого и среднего бизнеса. С их точки зрения, решения в области налогообложения – наиболее очевидная форма вмешательства на местном уровне, способная изменить что-либо к лучшему. Очевидно, повлиять на эту глобальную проблему можно лишь совместными усилиями. Однако некоммерческих объединений предпринимателей в городе не так много, как, казалось бы, диктует острота вопроса.


По мнению консультанта Роберта Арнота, западный опыт свидетельствует о решающей роли макроэкономической политики центрального правительства для развития сектора МСБ. Однако эксперт советует все же пытаться на местном уровне воздействовать на решение проблем этого сектора, добавляя, что не стоит преуменьшать потенциальные возможности самого предпринимательства. Сразу оговоримся, о каких объединениях пойдет речь. Это союзы, ассоциации и общественные организации, которые своей миссией провозглашают содействие развитию рынка и защиту деловых людей.

Объединим. Главное, чтобы было, что
В России в разное время предприниматели шли в объединения в основном двумя путями – под чутким руководством государства и на добровольной основе. Естественно, и цели у этих двух типов объединений были разными – там, где инициатива исходила от предпринимателей, в первую очередь хотели получить защиту и поддержку во власти. Такие ассоциации в России начали возникать на рубеже 18-19 веков. До этого объединять было практически нечего – к концу правления Петра Первого в России было чуть больше 200 мануфактур.
Незадолго до отмены крепостного права возникают биржевые комитеты, комитеты торговли и мануфактур, после этого появляются представительские организации отраслевого типа: в нашем краю в 1880 году организован Совет съезда горнопромышленников Уральской горной области. Возникли сбытовые объединения, действовавшие под видом предпринимательских союзов (Союз рельсовых фабрикантов, Вагонный союз и т.п.). Чуть позже монополии утвердились во всех основных отраслях промышленности по производству средства производства. Их влияние в то время на экономику и политику несравнимо ни с чем.
После революции государство стало прибирать к рукам промышленность и поощрять развитие разнообразных форм потребкооперации: к концу 20-х годов в сельском хозяйстве более половины дворов были объединены. Потом кооперативное движение охватило и торговлю, и промышленность. «Сплошная коллективизация» в конце 20-х – начале 30-х годов привела к тому, что к 1936 году в колхозы и совхозы было объединено 90 % хозяйств. Однако эти процессы, инициированные и контролировавшиеся правительством, призваны были облегчить управление и перераспределение чиновниками огромных ресурсов, сосредоточенных на 1/6 части суши.
Во время господства социалистической собственности ассоциации, в чьи задачи входило бы представление интересов их членов во властных структурах, практически не упоминаются. Да и сама постановка задачи грозила бы объявившей ее организации немедленным роспуском, если не хуже: какое может быть лоббирование, когда рабочий класс под руководством Коммунистической партии преобразовал мелкотоварное хозяйство в крупное социалистическое? Где-то на рубеже 70-80-х годов началось поветрие, или, как говорилось, кампания по созданию объединений. Хотя это происходило вполне по-советски: сначала повышался статус предприятия до объединения, а потом создавались опытные заводы, производственные базы и прочие структуры, чтобы этот статус оправдать. Но зато сотрудники такой организации получали зарплату больше. Официально главной целью объединения было содействие строительству коммунизма.

Направо пойдешь – госфонд найдешь, налево пойдешь – в союз попадешь
Все течет, все изменяется, мы живем по рыночным законам уже больше десяти лет. Сообща предприниматели пытаются влиять на то, что не поддается фирме-одиночке. Например, в центральной части России объединения бизнесменов становятся частью городской инфраструктуры содействия малому бизнесу. В функции московских альянсов входит как совершенствование нормативно-правовой базы, так и коррекция программ содействия малому и среднему бизнесу. Исследованием и обобщением проблем МП для внесений изменений в финансово-кредитную, налоговую, имущественную, лицензионную и сертификационную политику занимается Общественно-экспертный совет при мэре и правительстве Москвы. Эта же организация привлекает владельцев бизнеса к обсуждению спорных вопросов.
Было крайне сложно обнаружить все ассоциации и союзы Екатеринбурга – эта задача так и осталась реализованной лишь частично. Возможно, просто мало информации, которая в основном расходится по профессиональным каналам. Больше известно о центрах содействия предпринимательству, которых в Екатеринбурге более двух десятков. Надо четко понимать разницу между центрами (фондами), которые созданы при участии областного Правительства или Администрации города, проводят государственные программы и финансируются из государственного кармана, и ассоциациями (союзами). Последние, как правило, существуют на членские взносы, коммерческие услуги – не основное направление их деятельности. Главная цель всех союзов – защита прав и интересов тех, кто объединяется, тогда как государственные фонды обещают помощь и поддержку в первые годы работы. Ассоциации не ставят возрастных рамок своим членам, однако, как считает Борис Шиманович, генеральный директор Корус АКС, стадия, на которой фирма понимает, что вместе легче – это стадия зрелости. Ассоциация заинтересована в наличии опыта у своих членов, так как он становится совместным активом, и чем его больше, тем лучше.
Александр Зырянов, директор фирмы «Полипром», доктор экономических наук, профессор, видит в союзах альтернативу государственным фондам поддержки: «У этих организаций разные цели, что наверняка отражено в уставах – центры проводят государственные программы. Некоторое их противоречие ассоциациям неизбежно, поскольку у бизнеса и государства разные цели».
Говоря языком коммерсантов, главное конкурентное преимущество союзов – представление интересов деловых кругов во власти. Генеральный директор Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей Олег Подберезин признался, что в начале работы структура выполняла схожие в чем-то функции с нынешними центрами содействия предпринимательства: «Однако со временем вышли со своими проектами на Законодательное собрание, инициировали ряд законов – о социальном партнерстве, об объединении работодателей». В ноябре 1996 года Председатель Правительства области подписал постановление «О сотрудничестве Правительства области со Свердловским областным союзом промышленников и предпринимателей», которым союз признается в качестве полномочного представителя интересов фирм-участников соглашения.
Людмила Панфилова, вице-президент Свердловского областного союза предприятий малого бизнеса, кандидат технических наук, тоже считает, что власти лучше поддаются влиянию союзов: «Лоббирование интересов предпринимателей, насколько я знаю, не ведется местными центрами».
Бизнесмену выбирать, куда обращаться. С точки зрения Марины Соколовой, директора по работе с членами палаты и объединениями предпринимателей (Уральская торгово-промышленная палата), эффективность альянсов и партнерств должны оценивать те фирмы и люди, которые являются их членами: «Они в процессе деятельности ищут структуры, которые могли бы быть полезными. И в зависимости от возникающих проблем они обращаются либо в центры содействия МСБ, либо в ассоциации».
В силу специфики Уральской экономики малый и средний бизнес нередко чувствует недостаток внимания к своим проблемам: «большой брат» перетягивает ресурсы на себя. Такая известная организация, как Свердловский областной союз промышленников и предпринимателей, малому и среднему бизнесу уделяет лишь часть, причем небольшую, своей работы. По мнению Олега Подберезина, МСБ не должен организовывать самостоятельные союзы: «Должны быть союзы в рамках отраслей, малый бизнес должен дополнять крупный, например, в производстве комплектующих, узлов и запчастей».

Финансы поют хором
Александр Зырянов уверен, что на членские сборы не прожить. Смотря на какие – взносы бывают разные. Члены Свердловского областного союза (они могут быть и юридическими, и физическими лицами) платят вступительные и ежегодные взносы в размере 200 рублей на работника. В другой местной ассоциации вступительный взнос 35 тысяч, членские – 10 тысяч ежемесячно, плюс внесение целевых взносов по потребности. В принципе, прожить можно, но вот большие ежемесячные выплаты малым предприятиям осилить очень трудно, их желание объединиться может иссякнуть. Фирму «Полипром» приглашали вступить в Союз производителей стройматериалов, однако, как говорит ее руководитель, пришлось бы слишком много платить: «Нам эти деньги хочется потратить на развитие или научные исследования».
С точки зрения Леонида Черкасского, исполнительного директора Ассоциации компаний в сфере информационных технологий, нецелевого использования средств в принципе быть не может – в уставе расписаны все цели и задачи, план работ принимается общим собранием и должен им соответствовать. Если же исполнительные органы по своей инициативе расходовали деньги не так, как полагается, то это рассматривается как уголовное преступление и предусматривает наказание в установленном порядке в соответствии с законодательством.

Ассоциируйтесь, господа
Радует, что польза объединений видна не только их учредителям и участникам. Людмила Панфилова поделилась примером из практики Свердловского областного союза предприятий малого бизнеса: «Как известно, была приостановлена деятельность предприятий по сбору, переработке и поставке лома цветных металлов. Это нанесло большой экономический ущерб: повлекло срыв международных поставок, стало причиной недополучения средств в бюджет. Наш союз обратился с коллективно подготовленным ходатайством к Правительству. Было выдано временное разрешение 17 предприятиям, и они продолжили работу».
Объединившись, можно сэкономить, что крайне важно для небольших предприятий. Например, фирмы Центра делового сотрудничества в строительстве сообща арендуют стенды на выставках, что сокращает их издержки.
Если роль объединений безусловно положительна (это защита интересов предпринимателей, реализация проектов, которые единичным фирмам не под силу, обмен опытом, экономия средств), то почему их не так много? Леонид Черкасский уверен, что многие бизнесмены просто не понимают, зачем нужны ассоциации и союзы. С ним согласен Борис Шиманович, генеральный директор Корус АКС: «Объединений было не так много, потому что не дорасли субъекты рынка.
Крупные объединения предпринимателей могут стать теми хозяйствующими субъектами, с которыми охотно и эффективно будет взаимодействовать власть. По словам Анатолия Филиппенкова, президента Свердловского областного союза предприятий малого бизнеса, кандидата технических наук и члена-корреспондента АИН РФ, федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства на 2000-2001 годы содержит предложение постепенно переходить от государственного регулирования деятельности МСБ к саморегулированию через предпринимательские союзы и объединения: «Содействуя малым предприятиям, российские власти не собираются мелочиться, сотрудничество возможно только с крупными ассоциациями».

 

Автор благодарит за содействие при подготовке материала Александра Зырянова (ООО «Полипром»), Людмилу Панфилову (Свердловский областной союз предприятий малого бизнеса), Олега Подберезина (Свердловский областной союз промышленников и предпринимателей), Марину Соколову (Уральская торгово-промышленная палата), Анатолия Филиппенкова (Свердловский областной союз предприятий малого бизнеса), Леонида Черкасского (Ассоциация компаний сферы информационных технологий), Бориса Шимановича (ЗАО «Корус АКС»).

глоссарий

Ассоциация (от лат. associatio – соединение) – добровольное объединение физических и (или) юридических лиц с целью взаимного сотрудничества при сохранении самостоятельности и независимости входящих в объединение членов. Ассоциация представляет наиболее мягкую форму объединения, совместных действий, взаимопомощи экономических субъектов. Частное лицо не может быть ее членом.
Лобби, лоббизм, лоббирование (от англ. lobby – кулуары) – действия государственных органов, законодательных, исполнительных, судебных властей, направленные на поддержку отдельных отраслей и сфер экономики, регионов, предприятий, социальных групп. Действия продиктованы не объективной необходимостью, а заинтересованностью, иногда – подкупом должностных лиц. Лоббисты в лице представителей власти способствуют своим подопечным в получении выгодных государственных заказов, кредитов, помощи, льгот, лицензий, благоприятных условий экономической, коммерческой деятельности, в создании и регистрации новых организаций, в подавлении конкурентов.
Некоммерческая организация (бесприбыльная) – организация, не ставящая в качестве основной цели своей деятельности получение прибыли. К таковым относятся общественные, религиозные, благотворительные организации, фонды содействия и помощи науке, культуре, образованию, здравоохранению, спорту, ассоциации и союзы, учреждения. Некоммерческие организации обладают правом заниматься предпринимательской деятельностью только в пределах, необходимых для выполнения их уставных целей.
Общественные организации – добровольные объединения частных лиц, имеющие право выступать с законодательной инициативой. Создаются в целях консолидации усилий и координации деятельности членов, в целях содействия какому-либо делу. Основываются на принципах добровольности, равноправия его членов, самоуправления, законности и гласности, могут быть юридическими лицами.
Партнерство – 1) юридическая форма организации совместной экономической деятельности нескольких физических или юридических лиц. Представляет промежуточную форму между частным, семейным предприятием и компанией с ограниченной ответственностью. Партнерство создается на основе договора, которым регулируются права и обязанности партнеров (пайщиков), участие в общих расходах, распределении прибыли, раздел имущества. Число членов партнерства обычно ограничено несколькими десятками. В дореволюционной России партнерства возникали в форме товариществ. Для партнерств предусматриваются более упрощенные, чем для компании, правила создания, роспуска, отчетности. Партнерства распространены в сфере мелкого бизнеса и услуг; 2) форма сотрудничества фирм, компаний, не закрепленная в учредительных документах, а поддерживаемая фактически. В качестве документа, подтверждающего такие отношения, составляется обычно договор (протокол) о корпоративном партнерстве. В отдельных случая партнерство приводит к слиянию компаний.

Свердловский областной союз предприятий малого бизнеса

Анатолий Филиппенков, президент:

Наш Союз – самое большое некоммерческое партнерство Свердловской области. У нас есть филиалы в Каменске-уральском, Краснотурьинске, в стадии становления еще два. Ассоциированными членами Союза стали инженерная Академия наук и Газпромбанк, соглашения о сотрудничестве подписаны с Союзом металлургов, Союзом малого бизнеса, республиками Мордовией и Молдовой.
Мы – единственная организация, которая объединяет предприятия всех отраслей, включая металлургию, машиностроение, транспорт, услуги, торговлю и даже фермеров. Несмотря на то, что мы придерживаемся межотраслевого принципа, акцентируемся на работе с инновационными фирмами, на освоении и внедрении новых технологических процессов. В нашей области принята Концепция развития промышленности, и Союз определил себе основное направление по ее реализации – развитие малого предпринимательства в основном с использованием научно-технического и инновационного потенциала.
Свердловский областной союз предприятий малого бизнеса сейчас в стадии роста. Есть несколько интересных идей, которые планируем провести в жизнь. Например, в Москве Лужков рекомендовал владельцам малых предприятий завести журнал с записями всех визитов контролирующих организаций – кто приходил, с какой целью, когда. После этого посещения резко сократились. Мы хотим попробовать реализовать эту идею у нас. Планируем организацию горячей линии поддержки для предпринимателей.
Помогаем консультациями, привлекаем специалистов институтов. Сами мы, естественно, не кредитуем, однако выстраиваем схемы работы с банками по льготным тарифам. Проводим предварительную оценку бизнес-планов, оказываем консультационную поддержку.
Изменение законодательства – важная перспективная задача. Предприятия обращаются к нам с предложениями, мы их аккумулируем и обрабатываем, планируем выходить на Законодательное собрание области. Сейчас это направление в стадии подготовки.
По инициативе Союза организовано одно из крупнейших в России объединений некоммерческого партнерства «Малый бизнес Урала». В партнерство вошли республики Башкортостан, Удмуртская республика, Курганская, Оренбургская, Свердловская, Пермская, Челябинская области. Инфраструктура малого бизнеса и его поддержки очень сложна почти в каждом субъекте федерации. В связи с этим процессами очень сложно управлять из Москвы, поэтому центральные власти заинтересованы в создании таких крупных союзов.
Одна из наших последних инициатив – Уральский съезд по малому бизнесу в Челябинске в конце октября. Мы выполняем роль координатора и организатора, приглашая предприятия, независимо от их членства в нашем Союзе.

Ассоциация компаний сферы информационных технологий

Леонид Черкасский, исполнительный директор:

Ассоциация (АКСИТ) зарегистрирована совсем недавно – 7 августа. В объединение вошли Корус АКС, Digital Technology, УралРелком, Экстрим и УралВЭС, сохранив при этом свою юридическую и экономическую независимость.
По уставу мы некоммерческая организация. Основная цель создания АКСИТ – консолидация усилий и координация деятельности на рынке информационных услуг и технологий. В числе задач – маркетинговые исследования рынка hi-tech, участие в программах информатизации Уральского региона, независимая общественная экспертиза законопроектов по вопросам информатизации, пропаганда достижений науки и техники, содействие повышению квалификации и профессионализма хозяйственных руководителей в вопросах информатизации. В будущем, когда число членов ассоциации значительно возрастет, планируется кредитование совместных проектов за счет целевых фондов, пока же этими вопросами не занимаемся.
Наше объединение по уставу не имеет права выносить на обсуждение законопроекты – мы не общественная организация. Однако нельзя сказать, что не ставим задачу влиять на законодательную деятельность в области информационных технологий. Думаю, можно найти другие способы и средства достижения этой цели.
Членами ассоциации являются только коммерческие компании. Чтобы вступить в ассоциацию, надо признать устав, написать заявление и заплатить вступительный взнос. В принципе, вступить в АКСИТ могут все, но общее собрание, которое является высшим органом, будет тщательно изучать историю фирмы. Прежде чем принять окончательное решение, мы будем внимательно исследовать методы работы.
Предположительно штат исполнительной дирекции будет состоять из 8-10 человек. Половина из них – проблемные специалисты по государственному и административному праву, развитию рынка, маркетинговым исследованиям и рекламе в сфере информационных технологий. По сравнению с объявленными целями штат небольшой, выполнять все работы собственными силами мы вряд ли сможем, поэтому планируем привлекать внешних исполнителей.
Поставленные перед ассоциацией цели мы не считаем окончательными, поскольку наше объединение не может развиваться обособленно от всего региона. Мы будем стремиться, чтобы деятельность АКСИТ была адекватна ситуации.
Свердловский областной союз промышленников и предпринимателей

Олег Подберезин,
генеральный директор:

Свердловский областной союз промышленников и предпринимателей берет начало в Свердловском отделении научно-промышленного союза СССР. В нынешней форме Союз образовался в 1991 году и изначально создавался как орган, который может представлять интересы промышленников и предпринимателей на всех уровнях власти.
В Союз входят более 150 организаций, крупнейшие предприятия Урала – Уралмаш, Уралвагонзавод, Нижне-Тагильский металлургический завод, Свердловская железная дорога, Уралтрансгаз, Свердловэнерго, Уралэнергострой, Уральский турбомоторный завод. Сотрудничаем с более чем двумя десятками областных объединений и ассоциаций, такими, как Уральская горно-промышленная, Уральские союзы лесопромышленников, строителей, банков, областные союзы оборонно-промышленного комплекса, металлургов, химии и нефтехимии, легкой промышленности, связи, автотранспортников и другими.
Союз ставит своей целью объединение действий руководителей промышленных, строительных, страховых, торговых, банковских, предпринимательских структур в интересах товаропроизводителей для выработки совместных мер по нормализации экономических отношений в сфере производства и распределения, защиты своих членов в органах законодательной и исполнительной власти, упрочения социального статуса руководителей всех секторов экономики.
В центре внимания Союза стоят практические вопросы создания и приведения в действие системы социального партнерства, оказания всесторонней помощи членам союза в сложных кризисных условиях становления рыночных отношений, кризисных явлений. Одна из главных целей союза – улучшение экономической и политической ситуации в регионе.
Средства союза образуются за счет вкладов (взносов) членов Союза, добровольных взносов и целевых перечислений, платы за работы и услуги Союза, отчислений предприятий, целевых фондов, образованных с целью защиты интересов промышленников и предпринимателей, а также дарений и завещаний.
В 1996 году 22 областных ассоциации и объединения подписали с нашим Союзом соглашение о предоставлении ему прав полномочного представителя интересов промышленников и предпринимателей в Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, которая ежегодно разрабатывает, согласовывает, утверждает и контролирует ход выполнения Соглашения о социальном партнерстве. В том же году Председатель Правительства области подписал постановление «О сотрудничестве Правительства свердловской области со свердловским областным союзом промышленников и предпринимателей. За нами признали права полномочного представителя интересов организаций, подписавших соглашение.
При решении возникающих в промышленности области или финансово-коммерческих сферах проблем СОСПП подключает Российский Союз промышленников и предпринимателей или аналогичные объединения других областей и регионов России.