Меню

Пожары усугубляют наводнения: почему власть не может и не хочет справиться с катаклизмами

«Чиновники пытаются списать все на природу, потому что удобно искать себе оправдание в стихии, в процессах, которые мы не можем контролировать». Потушить лесные пожары в Сибири смогут только дожди.

Площадь лесных пожаров в России превысила 3,3 млн га, в основном горит тайга в Якутии, Красноярском крае и Иркутской области, пишет «Коммерсантъ» на основе данных Государственной информационной системы дистанционного мониторинга лесных пожаров. За сутки площадь пожаров выросла на 183 тыс. га, а за неделю — на 1,4 млн га. Однако в Рослесхозе заявляют, что совокупная площадь пожаров почти вдвое ниже, чем на конец июля 2018 г., и кризиса с пожарной ситуацией нет. Впрочем, в этот день в 2018 г. горело более 2,7 млн га леса. 

«Бороться бессмысленно, а может даже и вредно». Красноярский губернатор о лесных пожарах

Лесные пожары в одних районах Сибири соседствуют с сильнейшими дождями на других территориях — на юге Иркутской области. Пожары могут приводить к наводнениям в других регионах из-за разогретого воздуха и дыма, который формируют более сильный антициклон. И в итоге дожди не доходят до места, куда собирались, говорит эксперт «Гринпис России» Григорий Куксин. По его словам, дым от сибирских пожаров должны увидеть даже на Аляске. Гарь от смога может привести к увеличению смертности от хронических болезней, предупреждает он. При этом системно повлиять на ситуацию могут только дожди. Сейчас в стране тушат только 3% площади пожаров. 

В 95% случаев лесные пожары начинаются из-за деятельности человека, тогда как из-за молнии или аномальной жары они появляются редко.

Чиновники пытаются списать все на природу, потому что удобно искать себе оправдание в стихии, в процессах, которые мы не можем контролировать, — говорит Константин Кобяков из организации «WWF Россия». 

Сейчас согласно приказу Минприроды региональным властям разрешено не тушить очаги пожаров, если затраты на это превышают возможный прогнозируемый ущерб. В МЧС выступают против и отмечают, что экономические доводы не могут повлиять на оказание помощи населению, говорит замглавы ведомства Александр Чуприян. О необходимости пересмотреть приказ заявили и в Госдуме. 

Сейчас, как сообщают в МЧС, зарегистрировано более 6 300 техногенных пожаров. Тушат далеко не все из них: только с 260 пожарами боролись добровольные пожарные команды. 

В МЧС подчеркивают: в Красноярском крае тушением лесных пожаров занимаются краевой Лесопожарный центр, бойцы федерального резерва Авиалесоохраны, группировки соседних регионов  — но не сотрудники МЧС. Авиация ведомства привлекается только в случае реальной угрозы населённым пунктам — когда пожары подходят к пятикилометровой зоне. 

Кроме того, авиация МЧС не может работать без наземной группировки авиапожарных, так как для самолетов Бе-200 нет аэродромов на северных территориях. Кроме того, большие площади пожаров, сильная задымленность и отсутствие полетной видимости затрудняют точный сброс воды на очаг пожара, чтобы сбить пламя.

В соцсетях жители сибирских городов жалуются на смог и на нежелание власти признавать масштаб катастрофы и ликвидировать пожар, обосновывая это те, что жизни местного населения угрозы нет.