Меню

«Позитивное мышление» превратило счастье в обязанность. Хочется реветь, а мы улыбаемся»

Иллюстрация: pixabay.com

«Счастье — это здорово, но не все время. Негативные эмоции играют важную и полезную роль в том, как мы понимаем мир и реагируем на него. Почему-то современные писатели и коучи забыли об этом».

Все вокруг хотят, чтобы вы были счастливы. В книгах типа «помоги себе сам» рассказывается, как перестать беспокоиться, изгнать негативные мысли, начать ощущать счастье каждый день. Боссы желают, чтобы вы работали с улыбкой и энтузиазмом, при этом на вопрос «Как дела?» есть только один ответ: «Отлично!». Однако, уверен профессор психологии из датского университета в Ольборге Свенд Бринкманн, культура позитива имеет и темную сторону.

Счастье — это просто неподходящий ответ на многие жизненные ситуации, — говорит Бринкманн.

В своей книге «Сопротивление самосовершенствованию» психолог объясняет, что постоянное изображение счастья может привести к серьезным проблемам.

Я считаю, что наши мысли и эмоции должны отражать реальный мир. Когда случается что-то плохое, нам должно быть позволено иметь негативные мысли и чувства по этому поводу, потому что именно так мы понимаем мир, — говорит он.

Конечно, иногда жизнь прекрасна, но у каждого случаются и трагичные моменты. Мы теряем близких, болеем, переживаем финансовые катастрофы. Это нормально, но если человек привык мыслить исключительно позитивно, любые неприятности в жизни бьют по нему намного сильнее. Он к ним просто не готов.

Нет ничего плохого в том, чтобы от природы иметь солнечный, веселый нрав или читать книги о том, как ловить счастье в повседневности. Проблема, если счастье становится необходимым. Например, в офисе, где обзоры эффективности часто настаивают на том, чтобы сосредоточиться на положительном росте, а не на реальных трудностях. Эти проявления счастья становятся буквально тоталитарны. Это ситуация, аналогичная попытке контроля за мыслями сотрудников, — говорит Бринкманн.

В США в мае 2016 года Национальный совет по труду официально заявил, что работодатели не могут заставлять сотрудников быть постоянно веселыми. Тем не менее, многие компании тратят огромные суммы, пытаясь «заставить» работников быть счастливыми. Это делается для того, чтобы всему коллективу работалось легче, ведь всего один расстроенный сотрудник может заметно повлиять на работоспособность всего коллектива.

Я думаю, что это темная сторона позитива. Наши чувства становятся товаром, и это значит, что мы уже не контролируем их сами, — поясняет психолог.

Вечно позитивные маски становятся обязательными практически во всех социальных сферах. Конечно, в ритуальном «Хорошо, спасибо», есть смысл, но излишний позитив, который превращают в обязанность, приводит к проблемам. Остроумная, живая атмосфера может быть приятной, но вежливый позитив не должен запрещать обсуждение травм и кризисов с близкими друзьями.

Читайте также: «В нашем обществе принято быть недовольными, а не счастливыми. Улыбаешься? Жди беды»

Увлечение современного человека самосовершенствованием во многом связано с необходимостью быть счастливым. Бринкманн объясняет, что книги самопомощи, которые учат людей тому, как обрести счастье, могут способствовать пагубному восприятию эмоций. Основная их идея в том, что каждый может заставить себя чувствовать счастье, но это подразумевает, что несчастные люди сами виноваты в своем несчастье. 

Негативные эмоции играют важную и полезную роль в том, как мы понимаем мир и реагируем на него. Чувство вины и стыд необходимы для чувства морали. Гнев является нормальным ответом на несправедливость. Грусть помогает нам пережить трагедию. Счастье — это тоже здорово, но не все время.