Меню

«Прекратите бежать в авангарде»: как стремление вперед заставляет человека буксовать

Иллюстрация: Pixabay.com

Даже самые продуктивные работники порой отстают и с трудом справляются с обязанностями. Причем чем больше усилий для движения вперед они прикладывают, тем хуже результат. Почему так происходит?

Даже прикладывая максимум усилий для выполнения работы, люди нередко замечают, что не могут продвинуться вперед. Развиваться мешает неумение переключаться из режима работы в режим обучения и обратно. Эдуардо Брисеньо, коуч и сооснователь Mindset Works, на конференции TED рассказал, как переключаться между этими режимами, чтобы получать максимальную эффективность и быть хорошим работником, семьянином, другом и так далее.

Упорный труд — не гарантия роста

— Мы будто  упираемся в «стеклянный потолок», который не позволяет нам идти дальше. Те навыки, что уже есть, не становятся лучше, объем знаний не растет. Но мы тратим там много времени для того, чтобы стать лучше и успешнее.

Это происходит из-за того, что мы замыкаемся в «режиме результативности», performance zone. Как показывают исследования, в среднем через два года после перехода на новую работу производительность труда сотрудника перестает расти. На новом месте приходится адаптироваться к специфике и принципам работы, ежедневным задачам, новым людям. Освоившись, человек полностью переключается на «режим результативности» и выполняет свои обязанности, находясь в нем.

Если мы много работаем, то часто привыкаем к тому, что ставки высоки, и начинаем гнаться за максимальным результатом. Это хорошо — но только пока нам требуется чего-то достичь или выполнить какую-то задачу.

Развиваться продолжают только те сотрудники, которые не забывают о «режиме обучения» (learning zone), сохраняют любопытство и готовы осваивать новое.

«Режим обучения»: забудьте об ошибках и результате

Чтобы эффективно работать над собой, нужно выйти из зоны (сравнительного) комфорта, когда мы нацелены на результат, и войти в «зону обучения».

Здесь действуют принципиально другие ценности. В «режиме обучения» нет высоких рисков. Все задачи направлены на оттачивание мастерства и совершенствование конкретных навыков, а не на эффективность и продуктивность. Это такая «игровая площадка», которая позволит профессионалам попробовать что-то новое и одновременно не чувствовать, что за ошибки их постигнет неминуемая кара.

Перед тем как включать «режим обучения», необходимо выбрать, какой конкретно навык нужно совершенствовать в данный момент и с какой целью. Разумеется, важно выбрать подходящий метод. Учеба не должна превращаться в монотонное повторение одного и того же действия. «Режим обучения» должен быть осознанной практикой.

Вузы и школы: что в них не так?

Как ни парадоксально, современные школы и вузы чаще ориентируют учеников на «режим результативности», а не на «режим обучения». По данным целого ряда опросов, большинство школьников воспринимают учебу как стрессовую ситуацию, где от них постоянно требуется показать наивысший результат. Иными словами, они пребывают в постоянном «режиме результативности».

В результате многие школьники и студенты так и не приобретают навык работы в «режиме обучения».

Как включать «режим обучения»?

Как найти время на учебу, когда работодатели и клиенты рассчитывают только на ваш «режим результативности»? Во-первых, можно попытаться создать ежедневные «островки спокойствия»: отвести специальное время на свободные дискуссии, новые идеи и эксперименты. Во-вторых, нужно самостоятельно следить за своим профессиональным развитием, уделять ему внимание. В-третьих, нужно больше обращать внимание на окружение. Наблюдать за коллегами, высказывать свое мнение, советоваться, спрашивать о том, чего не понимаешь. Это поможет не останавливаться в развитии.

Теги: лайфхаки, личностный рост, карьера