Меню

«Прекратите обходить горы, карабкайтесь». Почему умный человек не избегает сложностей

Иллюстрация: pixabay.com

Уходя от неприятных заданий и встреч, мы лишаем себя возможности выйти на личный максимальный уровень. Именно «путь в гору» открывает огромные возможности в любой сфере деятельности.

Люди не любят дополнительные сложности и препятствия, это вполне естественно. Но, пытаясь «обойти гору», мы многое теряем, говорит журналист и экономист, автор книги «Экономист под прикрытием» Тим Харфорд. На конференции TED он рассказал, как неожиданные неприятности помогли самым разным людям стать более эффективными и креативными.

Харфорд рассказал о 17-летней немке Вере Брандес, которая в 1975 году была самым молодым концертным промоутером в Германии. Она убедила Оперный театр Кельна провести концерт американского музыканта Кита Джарретта, но приехавший музыкант осмотрел пианино, заявил, что инструмент расстроен и он не станет на нем играть. Концерт на 1400 зрителей был под угрозой срыва, Вера сумела найти настройщика, о новом инструменте не стоило и мечтать. Через несколько часов Джарретт вышел на сцену и отыграл концерт на ужасном пианино.

Он играл стоя, вертелся, барабанил по клавишам, отчаянно пытаясь извлечь объемный звук из плохого пианино. Запись того концерта до сих пор остается одним из самых продаваемых сольных джазовых альбомов в истории.

Джарретт не хотел играть, на плохом пианино, заставлять плохой инструмент звучать как хороший. Но неожиданные неприятности обернулись преимуществами.

Следом Тим Харфорд привел еще несколько примеров из когнитивной и социальной психологии, а также мира рок-н-ролла.

Нечитаемый шрифт

Трудности помогают нам улучшить результаты. Психолог Дэниел Оппенгеймер попросил учителей старших классов поменять оформление раздаточных материалов. Половина учеником получала задания, написанные комфортным для глаз и понятным шрифтом, другим же доставались листы  заданиями, которые нужно было долго читать и понимать. В конце года все ученики сдали экзамены, оказалось, что у тех, кто учился по материалам с более сложными шрифтами, результаты были лучше, причем по самым разным предметам.

Сложные шрифты заставляли учеников замедлиться, работать усерднее, лучше осмысливать информацию. 

Внешние помехи

Психолог Шелли Карсон тестировала качество «фильтров внимания» у аспирантов Гарварда, у некоторых они оказались довольно слабыми, «пористыми».

Сосредоточиться на чем-то важном аспиранты не могли, например, пытаясь писать эссе, они продолжали слушать, что происходит вокруг, в том числе разговоры за окном и работающий телевизор. Казалось бы, это должно было ухудшить их результаты, но именно студенты со слабыми фильтрами оказались склонны добиваться значительных творческих успехов. Отвлекающие моменты «включали» их креативность.

Незнакомец в команде

Психолог Кэтрин Филлипс разбила студентов на четверки и рассказала о выдуманном преступлении: трое подозреваемых, алиби, улики, показания свидетелей. Задачей было найти убийцу. В некоторых группах были собраны только друзья, в других — три друга и незнакомец.

Группы с незнакомцем решили задачу эффективнее: в 75% случаев они находили правильный ответ, тогда как группы из всех друзей смогли дать правильный ответ только в половине случаев.

Из-за того, что с ними был новый человек, друзья в группе общались иначе, люди даже чувствовали себя по-разному: в четверках друзей все считали, что поработали хорошо и  отлично провели время, а в группах из трех друзей и незнакомца люди чувствовали неуверенность и неловкость.

Случайная инструкция

Композитор Брайан Ино записал за четыре десятка лет несколько величайших рок-н-ролльных альбомов. Он работал с Дэвидом Боуи, U2, Coldplay и другими командами. Что же особенного он делал? Нарушал творческий процесс, становясь неудобным незнакомцем.

Ино разработал специальную колоду карт и вытаскивал ее, как только музыкант заходил в тупик. Далее следовало делать то, что предлагала случайно вытащенная карта. Это были инструкции «Поменяйтесь ролями» (все садились за чужие инструменты), «Что получается хуже всего? Усугубите это». Карточки мешали и раздражали, музыканты их ненавидели, но вскоре стали использовать в работе. Если что-то тебе не нравится, это еще не значит, что это не дает тебе идти вперед.

Все эти примеры показывают, что препятствия помогают людям решать проблемы, становиться более креативными. Но нам, как правило, кажется, что это только мешает, мы сопротивляемся изо всех сил. Нужны время и усилия, чтобы понять, что всем время от времени нужно играть на расстроенном пианино.

Теги: личностный рост, лайфхаки