Меню

Профессия — охранник

Служба безопасности Бизнес безопасности в развитых странах — очень дорогой бизнес. В последнее время кроме реального экономического интереса вкладывание денег в эту сферу стало и вопросом п

оследнее время я уже начинаю сомневаться, что охранниками становятся — ими, похоже, рождаются. Российские охранники — это вообще особое племя: в одной фирме он сидит у входа с блокнотиком, вписывая и вычеркивая посетителей (изображая пропускной режим), в другой он одет в камуфляж и оберегает вход от любого проникновения, в третьей — расслабившись, сидит в кресле у телевизора или гоняет компьютерную игрушку... Все бы ничего, да иностранцы очень удивляются. У них так не принято. А как?

Служба безопасности

Бизнес безопасности в развитых странах — очень дорогой бизнес. В последнее время кроме реального экономического интереса вкладывание денег в эту сферу стало и вопросом престижа. Фирма, в которой безопасность находится не на должном уровне, теряет в глазах клиентов так же, как если бы администратор встречал посетителей в грязном пиджаке.

Первое золотое правило: охрана — это свои люди. Нанимать их в специальной фирме не принято и даже кажется странным. (Можно ли в родной дом приглашать человека со стороны, скажем, на роль мужа?). Самые распространенные варианты — собственная служба безопасности фирмы либо бизнес-центра (в данном случае бизнес-центр — это несколько независимых фирм, содержащих общую службу безопасности). Причем не в русском понимании дела, когда у начальника службы 12 заместителей и 33 помощника. Босс может иметь всего одного телохранителя, который и отвечает за организацию службы. Он — профи. Он владеет техникой, проводит занятия с остальными, берет на себя ответственность за все мелочи.

Западный специалист по безопасности, проработав некоторое время в офисе фирмы, хорошо представляет себе, откуда может прийти потенциальная опасность, рисует образ потенциального врага. Он знает, кто может влезть в его компьютер и украсть деньги, знает, на сколько оценивается безопасность соседей. Как и многие граждане капиталистического общества, этот специалист слегка помешан на собственной безопасности и ставит ее во главу угла. Он также старается отработать систему, которая поможет ему улавливать нюансы человеческого поведения и замечать любую агрессивность или ложь.

Во многих фирмам, особенно работающих с ценными бумагами, или тех, где просто большое значение придается информации, персонал может вообще не подозревать, кто у них начальник службы безопасности. Коренное отличие от наших сегодняшних служб в том, что иностранного специалиста по безопасности босс не просит бегать за пирожками, пригонять и отгонять машину, отвечать на телефонные звонки и варить кофе. В серьезных организациях противоречить охране бывает себе дороже, да и, по правде говоря, никому это не приходит в голову. К тому же такая инициатива может быть наказуема.

Служба безопасности в крупных фирмах приобщается и к приему людей на работу (после того, как они сообщают анкетные и профессиональные данные). Она занимается сбором информации, способной охарактеризовать степень надежности и профпригодности человека. Психологический дискомфорт в коллективе — источник очень больших опасностей. Ведь если человек уйдет из фирмы и унесет кусок информации, атмосфера будет такая же, как если бы в доме выбили окно. Служба безопасности занимается также выбором помещения, учитывая специфику Вашей фирмы, решает вопросы сопровождения домой работников или руководителей фирмы.

 

Этикет в безопасности

Возможно, этикет родился от желания людей чувствовать комфорт, не пугать других и самому узнавать об окружающих как можно больше. Секретари-менеджеры высокого ранга изучают этот предмет как обязательный: очень важно правильно встретить посетителя, сразу же дать ему ощущение спокойствия, безопасности, тем самым подчеркнув стабильность фирмы. Известно, что переговоры с гостем будут более успешными, если Вы посадите его правильно по отношению к двери и окнам, позволяя убедиться в том, что пространство (как и люди) не стеснят его действий.

Что касается охранников, то в цивилизованном мире никто не будет Вам кричать: «Куда без пропуска?!» Очень похоже на сторожа, который ходит и всех отпугивает. В высоком бизнесе это может принести потерю авторитета.

У наших бизнесменов есть также некая болезненная приверженность к униформе охраны (пятнистый костюм, дубинка, рация...). Это тоже вряд ли добавляет очков Вашей фирме. Безопасность — это как уют в доме: он должен быть ненавязчивым, но должен быть.

 

Поведение персонала

Раз в неделю каждая уважающая себя среднестатистическая фирма проводит с сотрудниками занятия, носящие теоретический или тренинговый характер. Персонал учится вести себя в экстремальной ситуации, ситуации возможной опасности. В занятия обычно вкладывается немало средств — сюда приглашаются психологи, специалисты по безопасности свои и чужие.

Так что если, допустим, в американской фирме раздаются выстрелы, окружающие не бросаются на злоумышленника с разными предметами, дабы немедленно его повергнуть. Принцип прост: если ты не профессионал — лежи на полу. Иначе своим дилетантским порывом можешь навредить профессионалам. Но и это не главное. Главное то, что собственная жизнь важнее всего, и нужно сделать все возможное, чтобы выжить.

 

Подготовка охранников

Заранее предполагается, что охранник — это человек, действующий строго в интересах фирмы и пользующийся всеобщим доверием и уважением. Но для того, чтобы он стал таким, его нужно не только хорошо и правильно обучить, но и обеспечить всем необходимым для выполнения задачи, создать достойные условия для существования (оплата, страховка, социальные гарантии).

Российская система подготовки значительно отличается от западной. Капиталистический охранник четко знает, что стрелять можно только в определенную часть тела, например в ноги. Российский охранник с самого начала ориентирован на поражение противника или хотя бы беспорядочную стрельбу. Снова все закручивается вокруг цены человеческой жизни — цивилизованный охранник БОИТСЯ убить человека или даже лишить его дееспособности — поди потом докажи, что тот проявил какую-то агрессию!

Большинство отечественных охранных фирм сформированы на базе спортивных обществ. Но как Вы представляете себе спаринг-каратэ в условиях офиса, тем более, что Ваш противник зашел с автоматом? Сейчас, к счастью, тренеры уже готовят охранников, а не просто тренируют спортсменов.

Охрана — это работа. Профессия, где есть своя карьера, свои ранги, авторитет. Посмотрите на Ваших защитников — возможно, эти мальчики не хотят быть охранниками? Возможно, охранный бизнес для них — прибежище, где можно переждать тяжелые времена и немного подзаработать? Плохой охранник — это не просто отсутствие безопасности, это потенциальная опасность. Лишь тогда, когда Вы поверите, что охранник в офисе — такая же необходимая профессия, как менеджер, экономист, кривая Вашей безопасности поползет вверх.

Еще один момент: охранник должен иметь самоуважение и непромокаемую репутацию. Иначе нет уверенности, что в критической ситуации кто-то будет слушаться человека, которого в течение года все в офисе знают как мальчика на побегушках. А если охранник низкоквалифицированный, то он может стать причиной конфликта с правоохранительными органами. Нередко приходится сталкиваться с тем, что массовые мероприятия охраняют люди, по закону не имеющие права это делать.

 

Работа охранника

Для охранников не должно существовать времени суток. Мы не говорим уже о посиделках, мягкой мебели, компьютере, небольшом количестве алкоголя на посту. Рабочее место охранника должно быть тщательно продумано. Из такой позы, в какой мы нередко его застаем, в критической ситуации никуда не выпрыгнешь. В иностранной компании Вы вряд ли увидите сидящего охранника. Скорее всего, Вы даже не поймете, кто из находящихся в офисе людей — охранник.

Если охранников на посту двое, они могут дать друг другу отдых, но это должны быть такие двое! Если дежурит один, то он должен освоить систему быстрого отдыха — она совсем не сложна.

Главное обучение охранника должно основываться на сборе и изучении информации о потенциальном враге. Из этих сведений, собранных специалистом, в дальнейшем прорабатываются программы ежедневного поведения (включающего информационную и личную безопасность), а также поведения в критических ситуациях.

В конечном итоге от охранника зависит многое: и то, как Вы будете вести переговоры, как будут строиться отношения с партнером, какой психологический климат установится в Вашей фирме.

Весь сегодняшний разговор посвящен европейской школе охраны. Школе, воспитанной на традициях уважения к каждому человеку, на культе семейной атмосферы, на принципе «Мой дом — моя крепость». Со временем она попала под влияние американской школы с ее супертехникой и агентами типа «007». Сегодня этот удачный синтез отличают элегантность и надежность. И, хотя не все элементы школы применимы к российским условиям, знание западного опыта предоставляет нашим бизнесменам возможность выбора.