Меню

Пять ошибок на старте. Колонка Льва Третьякова, соучредителя Alfamart24.ru

Иллюстрация: DK.RU

«Бизнес и деньги — это лакмусовая бумажка, позволяющая понять, кто есть кто», — считают молодые предприниматели. Проанализировав свой опыт, они вывели ошибки, которые допустили при запуске стартапа.

Лев Третьяков и Вадим Тюлькин, совладельцы интернет-магазина Alfamart24.ru (товары сегмента DIY), перебрались в Сеть из офлайнового бизнеса. Запустив несколько проектов, они вывели свод типичных ошибок, которые немудрено совершить на старте. Всем, кто желает поучиться на чужом опыте, посвящается колонка Льва Третьякова. 

Ошибка первая: строить бизнес с друзьями

Дружба, построенная на бизнесе, лучше, чем бизнес, построенный на дружбе — в этом я убедился. Не секрет, что один из залогов успеха стартапа — это партнерство. Но стоит учитывать, что с партнером вы никогда не должны быть друзьями изначально. Так было и в нашем случае: до того как начать совместный проект, мы были с Вадимом просто знали друг друга, как порядочных людей. Мы были знакомы года три, но никогда не общались близко, а просто здоровались. 

За время нашего сотрудничества мы поняли одно: полномочия и задачи между партнерами должны быть разведены в самом начале и надо говорить партнеру в лицо все, что о нем думаешь, указывать ему на все ошибки. И самому адекватно воспринимать критику.
 
В бизнесе главное — бизнес. Неправильно построенные отношения не должны ему вредить. По этому же поводу хочу добавить: в случае проблем в стартапе сотрудники, которых вы наняли, быстро уйдут, так как ничем не рискуют. Чтобы заинтересовать их, вы можете предлагать им долю в проекте! Но только тем, в ком полностью уверены. Иначе может получиться так, что пройдет какое-то время, и вы увидите: человек представляет собой не то, кем казался, а доля у него в кармане.
 
Ошибка вторая: нанимать своих знакомых 

Мы сами попадались на эту классическую ошибку и на старте проекта нанимали друзей, знакомых и знакомых знакомых. Чаще всего это приводит к провалу. Потому что люди почему-то начинают думать, что попали в компанию по какому-то блату, и не выжимают из своей работы 100%, как требуется на начальном этапе, но с превеликим удовольствием подходят к тебе пообщаться и рассказать о том, что вчера вечером видели в интернете. А в случае критики в их сторону или, не дай бог, каких-то порицаний, связанных с рабочим процессом, начинают дуть губы и хлопать дверью с ярко выраженной надписью на лице: «Мы же знакомые!».

Мой совет: не берите знакомых в качестве сотрудников, поищите персонал на сайтах по трудоустройству. В конечном счете вас будут связывать только рабочие отношения, что позитивно скажется на стартапе.
 
Хотелось бы добавить, что нельзя бояться увольнять человека: если он не приносит денег и не меняется после постоянных бесед, то пострадает ваш бизнес. Нанимайте долго — увольняйте быстро.
 
Ошибка третья: заискивать перед поставщиками
 
Когда ты начинаешь пилить стартап, особенно если он, как в нашем случае, завязан на продажи товаров через интернет, ты практически целиком зависишь от поставщиков. Но поставщиков бояться — в бизнес не ходить. 
 
Так как многие стартаперы — молодые и наивные, а поставщики — умудренные опытом седые дяденьки, и их детям примерно столько же лет, сколько стартаперам, то на начальном этапе взаимоотношений последние смотрят на первых как на полярных пингвинов, и воспринимают их «никак».
 
Поэтому есть один клевый и стопроцентно работающий лайфхак, как сделать так, чтобы поставщики начинали тебя уважать. Как правило, поставщиков у нас несколько и продают они похожий товар. Все они друг друга знают, но из-за конкуренции не очень общаются. Наш секрет в следующем: чем больше ты создаешь себе имидж крутого и чем больше рассказываешь, что закупаешь серьезные объемы у конкурентов, тем лучше к тебе относятся и тем выгоднее условия предлагают. А после того как тебе дадут хорошие условия, ты действительно начинаешь продавать, отгружаться и примелькаешься в среде поставщиков. 
 
К поставщикам связи, рекламы, аренды и прочих услуг для бизнеса это тоже применимо. На старте, как и на войне, все средства хороши.
 
Добавлю еще, что нужно договариваться на берегу, как поставщик собирается действовать в случае брака. У нас был негативный опыт, когда товар нам отгрузили, но он был бракованный. Поставщик нас попросту послал куда подальше, а мы остались виноваты перед клиентом.
 
Ошибка четвертая: бояться госмашины

Когда мы начинали проект, то, с одной стороны, нас переполняло желание действовать, а с другой, в нас жил страх. Страх перед налоговыми, перед всевозможными инстанциями и судами.

Сейчас это звучит смешно, но мы, как и многие наши знакомые, полагали, что уже на третий день работы в наш офис придет налоговая (или прочие инстанции) и будет смотреть, правильно ли мы отбиваем чеки и ведем документы. Мы тратили на это много мыслей, что сильно нас тормозило. А все по причине незнания и нежелания читать документы, иначе бы мы без труда нашли ответы на вопросы как, когда и за что предпринимателя могут наказать. Мы видим, что такая проблема есть на старте у многих, и нужно просто успокоиться и во все вникнуть. На самом деле, в самом начале тебя никто не тронет.
 
Что касается судов, то, как бы ни хотелось их избежать, они бывают. Если раньше мы бежали с извинениями к недовольному клиенту, который через пару дней после поставки говорил, что на товаре царапина, хотя сам же ее и поставил, то теперь мы научились отстаивать свои права. Пусть даже для этого приходится идти в суд. 
 
Ошибка пятая: сдаваться на полпути
 
Когда ты начинаешь стартап, ты уверен на 200%, что твое дело взлетит. И вот ты уже бросил работу по найму, вложил все небольшие накопления в свое дело и осознанно согласился вкалывать «24 на 7».
 
И хорошо бы, если бы все было, как в кино. Скажем, в «Социальной сети» или «Стиве Джобсе», когда бурная смесь мечты и невероятных усилий дает потрясающий результат.
 
Но, к сожалению, чаще получается по-другому, и месяц на третий ты понимаешь: из-за отсутствия начального капитала и оборотных средств плюс отсутствия опыта команду мечты так и не удалось собрать, сайт так и не удалось доделать, за офис платить нечем и за рекламу тоже. Но что самое страшное, дома ждет любимая девушка или жена, и вот она уже начинает смотреть на тебя косо. Руки опускаются, невольно берешься просматривать сайт по поиску работы и ловишь себя на мысли, что бизнес — это развлечение для тех, у кого есть деньги.
 
СТОП! Умываешься холодной водой, даешь себе пощечину, а если партнер приуныл, то и ему тоже.
 
Мы проходили это неоднократно, ситуации были просто ужасные  хотелось все бросить, так как совсем не было денег, сил и понимания, что будет дальше. Вот хотя бы один например: мы дали водителю деньги на закуп товара (а это была вся выручка!), и он просто исчез. Таких ситуаций «на грани» у нас было, наверно, около десятка. И — о, чудо! — мы поняли, что проблемы надо воспринимать как рабочие процессы. 
 
Ни для кого не секрет, что на начальном этапе очень важно, как к тебе относится окружение и поддерживает ли семья. Мы на себе поняли, что близкие люди могут отвернуться и уйти, потому что не хотят общаться с фанатиками, которые все время обещаются: «Еще немного, и все будет».
 
Бизнес и деньги — это лакмусовая бумажка, позволяющая понять, кто есть кто. Но главное делать то, что вы считаете нужным, стараться соблюдать баланс между работой и личной жизнью, верить в свою мечту и не слушать «доброжелателей». По-настоящему близкие всегда вас поддержат.