Меню

РАБОЧАЯ ЛОШАДКА МАЛОГО БИЗНЕСА

Один из крупных поставщиков — торгово-коммерческий центр АМЗ «КамАЗ» — продает в Екатеринбурге в год около 30 автомобилей. Именно на них получается основная прибыль. Однако спрос более стаб

Гигантам нынче трудно. Мода на них прошла. Минуло то время, когда национальной гордостью были самые большие в мире карьерные БелАЗы. Обычный человек в постсоветское время как-то меньше занят грандиозными замыслами и великими проектами. Расцвет мелкооптового рынка и малых предприятий создал спрос на небольшие маневренные грузовики — рабочие лошадки. И вернулась к жизни, казалось бы совсем из нее ушедшая, знаменитая полуторка. В наследство от советской эпохи осталось множество предприятий, где по-прежнему крутят колеса большегрузные МАЗы, ГАЗы, КрАЗы, КамАЗы.

... Один из крупных поставщиков — торгово-коммерческий центр АМЗ «КамАЗ» — продает в Екатеринбурге в год около 30 автомобилей. Именно на них получается основная прибыль. Однако спрос более стабилен не на готовые автомобили, а на запчасти к ним. На ремонтах КамАЗов специализируется Березовская ремонтная база. Здесь цены пониже. У других продавцов цены зависят, как обычно, от посредников, накрутки доходят до 25 процентов. Средняя цена на КамАЗ сегодня составляет 115-130 млн руб. Самый ходовой товар из запчастей — поршневая группа, стоит примерно 3 млн руб., что не очень сильно отличается от заводской цены: 2,7-2,8 млн руб. Уровень цен вряд ли изменится завтра. Во-первых, не настолько пока сильна конкуренция между участниками рынка. Во-вторых, не определились еще поставщики автомобилей, что кому выгоднее: то ли заводам содержать ремонтные мастерские, то ли торговым фирмам.

Вездесущий Iveco

В деле производства современных грузовиков «запад нам поможет», вернее, уже помогает — и грузовики обретают второе дыхание. В частности, сборку 18-тонных самосвалов освоило российско-итальянское СП «УралАЗ-Iveco» (Миасс, Челябинская обл.)

Первая партия из двенадцати лицензионных самосвалов «Iveco-УралАЗ» ANW 330.30 уже отправлена в адреса РАО «Газпром». Пока сборка грузовиков идет из комплектующих, поступающих с завода «Iveco» в г. Бальцано (Италия). Порядка 15% комплектующих изготавливается в России: самосвальные кузовы объемом 14 куб. м на Южноуральском машиностроительном заводе, на УралАЗе изготавливаются грузовые платформы и надрамники, покрышки поставляет АО «Омск-шина». В результате собранный в Миассе капотный самосвал «Iveco-УралАЗ» ANW 330.30 стоит в среднем на 25-30% дешевле аналогичного грузовика европейской сборки.

Надо отметить, что предприятие Iveco весьма активно не только на российском рынке, но и на рынке стран СНГ, в частности Украины.

Хотя такой крупный производитель грузовиков, как Кременчугский автозавод, оказался за пределами России, именно в ней сосредоточена примерно половина поставщиков комплектующих к украинским грузовикам, в том числе и моторов. Это обстоятельство, плюс падение спроса, вызвало сокращение производства большегрузных автомобилей: с 30 тыс. машин в конце 80-х до 11,5 тыс. — в 1994-м.

Интересы Кременчугского завода в России представляет компания КрАЗ-Рос (Москва), созданная несколько лет назад по межправительственному соглашению между Украиной и Россией. Представитель этой компании в Екатеринбурге — ТОО «УралКрАЗ». Как сообщил Владимир Артемчук, коммерческий директор ТОО «УралКрАЗ», среди основных потребителей грузовиков — строительные и дорожные организации, спрос традиционно выше в летний сезон, зимой уровень продаж составляет 2-3 автомобиля в месяц. Наиболее ходовая модель — самосвал КрАЗ-6510 в Екатеринбурге стоит 134 млн руб. А его ближайший российский аналог — КамАЗ-55111 можно купить в городе примерно за эти же деньги и даже дешевле (нижняя планка — 125 млн руб.). «УралКрАЗ» имеет большой ассортимент запчастей, наибольший спрос имеют рулевые тяги, реактивные штанги, поршни, сальники и другая мелочевка. Объемы продаж запчастей — около 200 млн руб. в месяц. На ремонтах КрАЗов специализируется Карпинский авторемонтный завод и поэтому ТОО «УралКрАЗ» не расширяет свои ремонтные мощности.

Хотя цены в Екатеринбурге на КрАЗы и КамАЗы отличаются ненамного, КамАЗ находится в более выгодном положении, например потому, что не зависит от таможенной политики Украины и использует гибкую систему скидок для оптовых покупателей. КрАЗ ценой на свои автомобили манипулировать не может.

Из всех выпускаемых заводом тяжелых грузовиков на Украине остается менее трети. Россия закупает 60%, 10% экспортируется в основном в страны третьего мира, Восточную Европу и ряд республик СНГ. Цену в $25-35 тыс. можно было бы назвать приемлемой, однако КрАЗы подводят прожорливые и неэкологичные двигатели. Устанавливаемые на них моторы Ярославского моторного завода не сертифицированы по стандартам Euro-1 и Euro-2, что объективно снижает рыночную привлекательность автомобилей. В этой связи КрАЗ ведет переговоры о поставке силовых агрегатов производства немецкой фирмы MAN и итальянской Iveco.

«Газель» и ее стая

... Решение об альтернативной закупке дизельных двигателей для «Газелей» у Iveco (до 5 тыс. штук) принял Горьковский автозавод. «Газель», спрос на которую стабилен и постоянно растет, предстает в нынешнем году в новом обличье. В декабре 1995 на ГАЗе изготовлены первые 150 грузо-пассажирских «Газелей» с цельнометаллическим кузовом. В текущем году планируется произвести 32,7 тыс. таких автомобилей. Среди основных задач нового года президент АО «ГАЗ» Николай Пугин называет освоение всего спектра цельнометаллических «Газелей» (грузовые, грузопассажирские, микроавтобусы, спецавтомобили для милиции и скорой помощи).

«Газель» ГАЗ-33021 была самой популярной моделью среди грузовиков в минувшем году и в Екатеринбурге. Как сообщил Виктор НАЗАРОВ, коммерческий директор ТОО «ЕкатеринбургавтоГАЗ», полуторатонная машина вполне удовлетворяет потребностям коммерсантов (ИЧП, малые предприятия) в небольших перевозках по городу и области. В ближайшее время в Екатеринбурге обычным явлением станут 6-местные «Газели» (кабина обычной «Газели» — 3-местная). Увеличение числа пассажирских мест уменьшает объем кузова ненамного, борт становится короче всего на 500 мм за счет сдвига платформы.

За месяц ТОО «ЕкатеринбургавтоГАЗ» продает 15 «Газелей» и 6-8 грузовиков других наименований (ГАЗ-33073, 3309, 4301, 6611). Спросом пользуются грузовики с дизельным двигателем. В новом году фирма намерена продавать не менее 20 «Газелей» ежемесячно. А вот спрос на «Волги», увы, в конце прошлого года упал и вряд ли подымется, поскольку ГАЗ не снижает цены.

Микроавтобусы и микрофургоны на базе «Газели» в наступившем году составят мощную конкуренцию традиционным «русским джипам» — УАЗикам, которые в их нынешнем виде уже вряд ли будут пользоваться спросом. Качество и дизайн продукции ГАЗа значительно выше. Правда, и цена превосходит УАЗовскую в 1,5-2 раза: ориентировочная цена газовского микрофургона — около 60 млн руб., микроавтобуса — 75 млн руб.

По словам генерального директора АО «УАЗ» Павла Лежанкина, трудности завода вызваны резким сокращением объемов продаж автомобилей. Традиционные крупные покупатели УАЗов — армия, спецслужбы и сельское хозяйство — сегодня не могут приобретать их в прежних объемах. В 1995 году из общего количества автомобилей, заказанных УАЗу государством, было выкуплено лишь 23%.

В конце прошлого года отпускные цены УАЗа на различные модели автомобилей составляли 29-44 млн руб. По мнению Павла Лежанкина, продукция начнет пользоваться спросом лишь в том случае, если цены снизятся до 25-30 млн руб. Сейчас Ульяновский автозавод делает ставку на серийное производство нового внедорожника УАЗ-3160, для чего потребуется $215 млн. Серийное производство УАЗ-3160 планируется начать в этом году, постепенно доведя его объем до 60 тыс. автомобилей в год. При этом производство старых моделей будет продолжаться.

Вдогонку за «Газелью»

Успех ГАЗа в деле производства полуторок настолько очевиден, а российский рынок настолько бездонен, что вдогонку за «Газелью» бросается Кременчугский автозавод. Здесь уже создано СП по производству автомобилей грузоподъемностью 1,5-2 т с привлечением иностранных инвестиций (все та же компания Iveco). На начальном этапе в планы СП входит сборка на КрАЗе автомобилей Iveco из итальянских деталей и узлов. Возможно, через три года до 70% комплектующих начнут производить на Украине.

Запорожский авиамоторный завод «Мотор-Сiч» готов начать производство подходящих дизельных двигателей по итальянской технологии. Объемы выпуска продукции СП планируется через 3 года довести до 10-12 тыс. автомобилей в год, а к 2000 году — до 25-30 тыс. Пока же на заводе собраны первые 20 автомобилей Iveco семейства Turbo Daily. Половина пробной партии — автомобили с бортовой платформой Turbo Daily 35.10 грузоподъемностью в 1,35 т, оснащенные четырехцилиндровым двигателем Sofim 8140.87 ТС мощностью 103 л.с. и пятиступенчатой коробкой передач.

Несмотря на немалую цену — почти $27 тыс. — пробная партия уже распродана. В первом квартале 1996 г. в Кременчуге будут собраны еще 100 автомобилей — 50 Turbo Daily и 50 грузовиков Turbo Z грузоподъемностью 4,5-5 т.

«Газель», как утверждают украинские специалисты, конструктивно хуже Iveco Turbo Daily 35.10. В Кременчуге полагают, что как только «Газель» окончательно завоюет рынок, цены на нее начнут расти. А вот стоимость кременчугского Iveco снизится после того, как производство большинства комплектующих для него развернется на Украине.

Планируется создание холдинговой компании «АвтоКрАЗ». На роль дочерних уже согласились Каменец-Подольский автоагрегатный завод, Кировоградский литейный, Мариупольский радиаторный, Полтавский автоагрегатный, Токмакский кузнечно-штамповый, Херсонский завод карданных валов.

В статье использованы материалы газет

«Коммерсантъ-DAILY» и «Деловой Урал»

 

 

«ЕкатеринбургавтоГАЗ» 34-47-96

АМЗ КамАЗ 53-73-92

ТОО «УралКрАЗ» 51-82-24, 51-28-87