Меню

РЦ «Онлайн» оцифровал ЖКХ

Компания РЦ «Онлайн» дважды за пять лет пользовалась поддержкой властей. В 2009 г. 40 млн руб. в нее вложил областной венчурный фонд, а в 2010 г. РЦ «Онлайн» стал поставщиком софта для РИЦа.

И все это без коррупции, уверяют в компании. Сейчас РЦ «Онлайн» намерен войти в проект электронных госуслуг.

«Деловой квартал» № 35 (845) от 1 октября 2012 г., стр. 20-22

Компания является разработчиком и поставщиком интернет-сервиса «Биллинг Онлайн» для начисления платы за ЖКУ. В его основе облачные технологии, которые позволяют конечному пользователю передавать и обрабатывать данные с помощью Интернета, не устанавливая на свой компьютер специализированное ПО. Первоначально веб-сервис создавала компания «СофтИнТэк» для «Почты России» (почте было нужно решение для расчетов по ЖКХ с единым центром управления). После удачного старта в 2007 г. собственники «СофтИнТэк» решили выделить направление электронного биллинга для ЖКХ в отдельный бизнес. Сначала была зарегистрирована компания «Биллинг Онлайн», а затем, когда появились первые инвесторы, это бизнес-направление оформилось как ООО «Расчетный центр «Онлайн».

Для управления новой компанией были привлечены топ-менеджеры с опытом в сфере автоматизации ЖКХ. Так, генеральным директором в 2007 г. был назначен выходец из «Единого Расчетного Центра» и «Уралсвязьинформа» Владимир Старицын. В начале 2000-х гг. подбор кадров определялся кругом общения — однокурсниками и бывшими коллегами из ИТ-компаний, вспоминает Евгений Валентюк, заместитель гендиректора по автоматизации РЦ «Онлайн». «В 1980-1990-х гг. многие занимались не только программированием, но и микропроцессорами, и компьютерным управлением механизмов. В условиях дефицита многое приходилось создавать своими руками — схемы, контроллеры, шлейфы. Все были на виду. Поэтому, когда формировался новый ИТ-бизнес, на ключевые должности всегда старались брать проверенных людей», — отмечает он. Сам г-н Валентюк подключился к команде в 2008 г.

40 млн руб. в «облаках»

Поначалу инвесторов привлекать не хотели, но к 2008 г. стало ясно, что своими силами с задачей не справиться. 40 млн руб. в обмен на долю в компании выделил Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Свердловской области. В правилах фонда было прописано, что инвестиции мог получить только бизнес, созданный с нуля. Именно тогда компания зарегистрировала новое юрлицо и получила свое окончательное название — РЦ «Онлайн». «Сейчас получить деньги венчурных инвесторов гораздо легче, чем 4-5 лет назад. И условия тогда были строже, и к новациям в ИТ относились осторожнее. Мы собирались строить бизнес на облачных вычислениях, а в то время одно только упоминание таких терминов вызывало если не протест, то прокручивание пальцем у виска. Тем не менее деньги мы получили. И в первую очередь потому, что на рынке софта для биллинга ЖКХ в то время было представлено только коробочное ПО, а облачные решения в эту сферу еще не пришли», — рассказывает Владимир Старицын.

Распорядителем денег венчурного фонда была УК «Ермак» (Пермь), она же и стала цензором всех финансовых операций: по словам Евгения Валентюка, перечисление средств проходило под жесточайшим контролем. Г-н Старицын поясняет: на «Ермак», с одной стороны, давили формальности закона, а с другой — необходимость защититься от мошеннических схем. Все это в итоге значительно замедляло развитие компании. «Пять месяцев нас проверяли, анкетировали сотрудников, смотрели документы. Написали объемный договор, в котором учли ситуации, при которых нас полностью лишают финансирования. Только после этого мы получили доступ к деньгам, но за каждую потраченную копейку были вынуждены отчитываться. А это бумажная волокита и снова потеря времени», — дополняет он.

Через 1,5 года отношения с «Ермаком» исчерпали себя. Находясь в жестких рамках ограничений, связанных с управлением бюджетными деньгами, УК не могла изменить стратегию финансирования, и в РЦ «Онлайн» стали подыскивать нового «якорного» инвестора. В 2009 г. он был найден — московская компания «Аутсорсинг 24» (по данным СПАРК, аффилирована с собственниками «Микротеста»). Она выкупила 40-миллионную долю «Ермака». Владимир Старицын отмечает, что решающее слово при принятии стратегических решений теперь остается за топ-менеджерами РЦ «Онлайн»: «Инвесторы понимают, что рынок нестандартный, и доверяют нам и как экспертам в ЖКХ, и как ИТ-разработчикам. Это позволяет развиваться интенсивнее, разрабатывать новые решения».

SaaS для ГУПа и «Газпрома»

В 2010 г. РЦ «Онлайн» стал поставщиком софта для «Регионального информационного центра» (РИЦ) Свердловской области (РИЦ — «дочка» ГУП СО «Облкоммунэнерго», 100% акций принадлежит облправительству. — Прим. ред.). РИЦ создавался по поручению губернатора Александра Мишарина, который решил централизовать управление ЖКХ. За участие в проекте боролись две компании. Первая — «Ресурс Инвест» (Москва) — предложила проект на почти 1,5 млрд руб., предусматривающий создание в каждом муниципальном образовании области собственного Центра обработки данных (ЦОД). РЦ «Онлайн» представил облачное решение «Биллинг Онлайн» — оно не требовало многомиллионных вливаний на создание отдельных ЦОД, все затраты сводились к поддержке системы и обслуживанию абонентов. «Несмотря на то что «Ресурс Инвест» располагает серьезным административным ресурсом, эффективной технологии у них, на мой взгляд, нет, — отмечает Евгений Валентюк. — Поэтому в тендере победили мы. По крайней мере, в нашей области. А «Ресурс Инвест» зашел в Курск и теперь пытается войти в Тулу». По словам г-на Валентюка, РЦ «Онлайн» планирует наладить с конкурентом партнерство: «У них есть лоббистские возможности, у нас — работающая система. Такая синергия могла бы привести к хорошим результатам».

Когда РИЦ начал работать и подключать первые управляющие компании и ТСЖ, свое несогласие с таким положением вещей высказал екатеринбургский «Единый Расчетный Центр» (ЕРЦ). Конфликт коснулся и РЦ «Онлайн». «Думаю, что в ЕРЦ появление РИЦа восприняли как передел бизнеса, — считает Владимир Старицын. — А как еще можно это трактовать, ведь была озвучена четкая установка — всем перейти в РИЦ. Кроме того, сама попытка РИЦ войти на рынок Екатеринбурга выглядела непродуманной. В городе уже много лет работает ЕРЦ — предприятие с отлаженными бизнес-процессами, подготовленным персоналом, управленческим опытом, знанием всех особенностей мегаполиса. Мы постарались не участвовать в конфликте, хотя нас в него втягивали обе стороны. Появились заказные публикации в СМИ, в кулуарах про нас рассказывали всякие глупости. По-человечески я понимаю мотивы сторон, но во всем происходящем не было системности и конструктивности». Евгений Валентюк продолжает: «В конце концов, РИЦ — не единственный наш клиент. Да, мы начинали бизнес в Свердловской области, но сегодня представлены уже в 12 регионах России — это не только Урал, но и Подмосковье, Санкт-Петербург, Ленинградская область, Краснодар, Тюмень и т. д. Все ближе мы к статусу федеральной компании: до конца 2012 г. планируем зайти уже в 20-25 регионов, а в 2013-м — во все остальные. Поэтому вместо объявления войны мы приложили максимум сил для того, чтобы информационный шум улегся и РИЦ ассоциировался бы не с нашей компанией, а с нашей технологией. Конфликт вроде бы продолжается и сейчас — но мы в него уже не вовлечены».

Несмотря на длинную историю, в РЦ «Онлайн» утверждают, что едва вышли из стадии стартапа, в том числе по генерируемым доходам (они складываются из абонентской платы). Как подсчитал г-н Старицын, плата варьируется от 5 до 35 руб. в месяц за обслуживание лицевого счета — в зависимости от набора услуг. Число лицевых счетов составляет порядка 300 тыс. Причем РЦ «Онлайн» работает и с малыми ТСЖ (на один дом или даже подъезд), и с крупными УК, обслуживающими целые города. В компании собираются в 2013 г. увеличить число лицевых счетов до 1 млн. Вырастет и штат — с 40 до 60-65 человек (не считая аутсорсеров, которые привлекаются для решения некоторых задач).

Отдельная строка дохода — крупные корпоративные клиенты. С 2010 г. таким, например, является филиал «Центральный» компании «Газпром энерго». «Это «дочка» «Газпрома», которая выступает поставщиком ресурсов, не имеющих отношения к газу, — воды, электроэнергии, тепла, — поясняет Владимир Старицын. — География большая, а управлять всеми процессами они хотят из Москвы. Компания сама вышла на нас, технологию апробировали на филиале «Центральный», и сейчас готовится перевод на нашу систему всей филиальной сети». По словам г-на Старицына, наиболее знаковые события в истории РЦ «Онлайн» проходят без коррупционных схем — взяток, откатов и связей: «Мало верится, но это так. Когда начинали работать с «Ермаком» или заходили в РИЦ, я по опыту все ждал намеков на откат. Но никаких намеков не было. Без личных знакомств мы попали в крупнейшую федеральную структуру и стали подрядчиками «Газпром энерго».

От биллинга — к госуслугам

К 2012 г. в системе «Биллинг Онлайн» также появились интернет-эквайринг (оплата услуг ЖКХ со счетов банковских карт) и электронные счета-фактуры для юрлиц. Сейчас РЦ «Онлайн» присматривается и к новым рынкам, в первую очередь обращая внимание на образовательные учреждения, ЧОПы и поставщиков ресурсов. «Эти сферы близки к ЖКХ с точки зрения математической модели представления данных, т. е. мы сможем адаптировать систему к новым задачам», — полагает Евгений Валентюк. Также РЦ «Онлайн» собирается развивать направление «умный дом»: при создании соответствующей инфраструктуры информация с приборов учета сможет поступать напрямую в систему. Но УК и ТСЖ еще не готовы к таким революционным изменениям, а потребители не видят выгоды. Большие планы связаны и с платежными системами, добавляет Владимир Старицын: «С помощью платежного терминала, соединенного напрямую с «Биллинг Онлайн», абонент сможет не только оплатить услуги, но и ознакомиться с состоянием лицевого счета, и даже внести корректировки». По его словам, с одной из российских платежных систем заключен договор на тестирование, испытания пройдут осенью 2012 г.

Федеральный портал электронных госуслуг — еще один проект, в котором собирается участвовать РЦ «Онлайн». До конца 2012 г. на портале должен быть в полном объеме запущен сервис «Предоставление информации о порядке предоставления жилищно-коммунальных услуг населению». РЦ «Онлайн» намерен связать свою систему с этой госуслугой так, чтобы данные из «Биллинг Онлайн» можно было транслировать на портал, и наоборот — чтобы с портала можно было зайти в биллинговую систему. Г-н Старицын: «Мы не претендуем на истину в последней инстанции, но давайте смотреть правде в глаза: многое на портале госуслуг далеко от совершенства. Мы же сможем предотвратить немало специфических ошибок, присущих отрасли ЖКХ. Сухой Лог — один из четырех муниципалитетов, где планируется тестирование сервиса. В городе уже давно работает УК «Сухоложская», использующая технологию «Биллинг Онлайн». Это эффективная управляющая компания, совместно с которой мы сможем решить все технические и организационные вопросы. Но получится ли войти в проект с нашим видением и с нашей идеологией, неясно — решение за «Ростелекомом».

Следующим этапом развития в РЦ «Онлайн» называют выход в страны СНГ и Восточной Европы, где законодательная база сходна с российской. Но это в долгосрочной перспективе, пока же в компании определяются — переносить ли бэк-офис в Москву или остаться в Екатеринбурге. «Если в развитии бизнеса ориентироваться только на Россию, то, конечно, нужно либо переезжать в столицу, либо иметь там очень авторитетного представителя. Но если брать шире — СНГ и Восточную Европу, то наличие офиса в Москве, наверное, имеет меньшее значение. Так что эту тему мы крепко обдумываем, и окончательное решение еще не принято», — заключает Владимир Старицын.